Об университете

Дагестанский государственный

университет народного хозяйства

 

Дагестанский государственный университет народного хозяйства - это высшее учебное заведение, для которого основными видами деятельности являются научная и образовательная деятельность на основе инновационных подходов, а также воспитание молодого поколения в духе дагестанских и российских традиций, приобщения к общечеловеческим ценностям. Как инновационный вуз, ДГУНХ стремится к тому, чтобы образовательный процесс объективно основывался на постоянно обновляемых новых научных знаниях. В период с 2006-го по 2014 год в университете была проделана большая работа по созданию и развитию инновационной инфраструктуры. Были созданы новые инфраструктурные подразделения ДГУНХ, внедряющие инновации в процесс обучения. Среди них: 21 учебная и научно-исследовательская лаборатория, Учебно-практический центр, Центр консалтинговых услуг, бизнес-инкубатор, школа бизнес-проектирования, Центр информационных технологий, Центр довузовской подготовки, Центр социально-экономического мониторинга, стратегических исследований и инновационных разработок, Центр миротворчества и толерантности, Центр технологического предпринимательства, Центр по обучению программ Cisco,  Центр разработки и внедрения информационных технологий, Региональный образовательный центр по энергосбережению и энергоэффективности, Центр по геодезической и кадастровой деятельности «Азимут», Центр проектирования и сейсмобезопасности в строительстве, Центр качества и инноваций в образовании, проектный офис по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей,  Научно-исследовательский институт прикладной радиофизики и телекоммуникационных систем, Научно-исследовательский институт региональных проблем информатизации, Научно-исследовательский институт управления, экономики, политологии и социологии.

С 2011 года ДГУНХ перешел на обучение по новым Федеральным образовательным стандартам Минобрнауки РФ, разработаны все основные образовательные программы и учебно-методическая документация к ним.

С 2008 года обучение в ДГУНХ построено по принципу балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, для чего все виды учебной деятельности студента по каждой дисциплине разбиты на 20 подвидов, которые оцениваются в баллах. Для учета успеваемости в АСУ учебным процессом, разработанной и внедренной ДГУНХ в 2006 году, предусмотрено создание электронного журнала для преподавателя, куда заносятся ежедневные итоги успеваемости и посещаемости студента и регулярно импортируется в базу данных. Все студенты и их родители имеют возможность авторизованного (с вводом логина и пароля) просмотра успеваемости студента через веб-сайт вуза. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов позволило повысить посещаемость занятий студентами до 95 %. Успеваемость в вузе составляет в среднем 80-85 %, количество отличников 10-15 % от общего числа обучающихся.

Для улучшения качества образовательного процесса с 2010 г. в вузе внедрена рейтинговая система оценки профессорско-преподавательского состава (ППС) по результатам работы за семестр, которая разделена на 60 составляющих и, в большей части, основана на самооценке, параметры которой проверяет специальное структурное подразделение, а также включает оценку студентов, коллег по работе, заведующего кафедрой, декана факультета. По количеству набранных баллов в конце каждого семестра составляется рейтинг ППС, а полученные ими баллы переводятся в рубли и выплачиваются в виде стимулирующей части фонда оплаты труда. С введением этой системы рейтинговой оценки ППС в вузе резко увеличилась мотивация преподавателей к более качественному и результативному труду, что сказалось и на общих результатах работы вуза в целом. Внедрение такой системы стимулирования явилось важным подспорьем в подготовительной работе по переходу на эффективный контракт.

В вузе созданы подразделения по работе с молодежью, по организации и поддержки студенческого самоуправления: Комитет по делам молодежи,  Молодежный центр, Совет студенческого самоуправления, Центр по культурной, воспитательной и патриотической работе, Центр волонтерства «Позитифффчик», Клуб доноров, летний студенческий образовательный лагерь, Центр социально-психологической помощи,  Центр миротворчества и толерантности, Центр по изучению иностранных языков, Центр по трудоустройству выпускников, Учебно-практический центр, Информационно-консультационный центр по оказанию правовой помощи, Центр технологического предпринимательства, Центр по обучению основам предпринимательства Cisco, Центр разработки и внедрения информационных технологий, Спортивный клуб, редколлегия газеты «Однокурсники», литературный клуб «Пегас», учебные и научно-исследовательские лаборатории (21). Все они успешно работают и вовлекают молодежь в работу по интересам. Многие студенты, активно участвующие в общественной жизни и имеющие успехи в учебе и науке, достойно представляют нашу республику и свой вуз на различных престижных российских и международных олимпиадах, форумах и конференциях.

В ДГУНХ функционирует Спортивный клуб, на базе которого студенты тренируются по разным видам спорта. Постоянно проводятся внутривузовские соревнования между студентами, а также сотрудниками ДГУНХ. Команды ДГУНХ по волейболу, футболу, баскетболу, спортивному туризму и скалолазанию, по стрельбе из пневматического пистолета и винтовки хорошо зарекомендовали себя в республике и за ее пределами. В ежегодной военно-спортивной игре «Ополченец» команда ДГУНХ регулярно занимает 1-2 места.

Весь учебный процесс с момента обращения к нам абитуриента до выдачи выпускникам документа об образовании сопровождается автоматизированной системой управления (АСУ) учебным процессом «Спрут» собственной конфигурации, которая включает в себя модули: приемная комиссия, кадровая информация по ППС, кадровая информация по студентам, портфолио студента, составление расписания, сопровождение учебного процесса и учет успеваемости, балльно-рейтинговая система, тестирование, библиотека с возможностью ведения электронного каталога и приема-выдачи книг студентам и преподавателям, экспорт-импорт данных с ФИС ЕГЭ и приема, удаленный просмотр успеваемости с веб-сайта вуза, печать документов об образовании и приложений к ним.

Все три кампуса вуза (Д.Атаева 5, А.Акушинского 20, А.Акушинского 20а)  и корпуса в них (12 учебных корпусов и 4 здания общежитий) соединены в единую корпоративную сеть, доступ в которую имеется со всех структурных подразделений и учебных аудиторий (300 аудиторий, все оснащены мультимедийной техникой). Также в ней развернута проводная и беспроводная сеть Интернет, а также цифровая система видеонаблюдения.

Учитывая сложившуюся обстановку в плане обеспечения безопасности, проход на территорию вуза осуществляется через автоматизированную систему контроля доступа, включающую полноростовые антивандальные турникеты, персональные электронные смарт-карты для доступа, сервер учета входов и выходов студентов и сотрудников.

Кафедры активно внедряют в учебный процесс различные современные технологии обучения студентов: исследовательские задания на период производственной практики, задания творческого характера; лабораторные занятия и практикумы,  семинары-конференции, коллективный метод обучения, тренинги по методике игротехники, деловые игры, также используются специальные компьютерные обучающие программы, экономические тренажеры и симуляторы. Во всех аудиториях университета и компьютерных классах (53 компьютерных класса) установлена проекционная и мультимедийная аппаратура, подключенная к Интернету и внутрикорпоративной сети университета. На занятиях преподавателями активно используются интерактивные и мультимедийные технологии - учебные видеофильмы, презентации, электронные курсы, тренинги, игры,  которые способствуют более лучшему усвоению основных дидактических единиц дисциплины, так как обеспечивается наглядное представление материала из различных источников, задействующих различные органы чувств обучающегося. Текущий контроль усвоения лекционного материала проводится через систему рейтингового контроля, осуществляемую при проведении коллоквиумов, контрольных работ и тестирования, а также итоговых форм контроля (зачетов и экзаменов). В ДГУНХ при промежуточном и итоговом контроле знаний  используют подсистему тестирования внутривузовской АСУ «Спрут», где по каждой изучаемой дисциплине занесены большое количество вопросов, компьютер автоматически в случайном порядке отбирает установленное количество вопросов (30 для зачета и 50 для экзамена) и студент за отведенное ограниченное время самостоятельно тестируется, а компьютер выставляет ему оценку по 100-балльной и пятибалльной системе. Также используется инструментальная программная среда для создания автоматизированных обучающих контролирующих курсов, предметно-ориентированные информационные системы и т.д. Для реализации этого в ДГУНХ работают 53  компьютерных класса на 20 компьютеров каждый, Центр информационных технологий на 40 компьютеров и Центр тестирования на 100 компьютеров. В каждом компьютерном классе есть мультимедийная проекционная техника, доступ к сети Интернет, установлено лицензионное программное обеспечение и студенты могут в свободное от учебы время самостоятельно работать, знакомиться с электронными ресурсами, посещать глобальную сеть, причем на сервере ДГУНХ установлены фильтры, запрещающие доступ к социальным сетям, азартному и развлекательному контенту, сайтам религиозной, экстремисткой и террористической направленности, а также ресурсам, содержащим аморальный контент. В читальном зале библиотеки установлены компьютеры с возможностью выхода в Интернет и работы с  электронно-библиотечными системами, к которым подключен вуз и студентам предоставлен индивидуальный круглосуточный доступ.

В ДГУНХ созданы и функционируют 30 лабораторий: Химическая лаборатория (ВО), Химическая лаборатория (СПО), Физическая лаборатория (ВО), Физическая лаборатория (СПО), Лаборатория почвоведения и землеустройства, Геодезическая лаборатория, Лаборатория по испытанию строительных материалов и строительных конструкций, Лаборатория измерительных приборов, Лаборатория товароведения и экспертизы товаров, Лаборатория информационных технологий, стандартизации, метрологии и сертификации, Лаборатория радиофизики,Лаборатория электротехники, электроники и схемотехники, Лаборатория сетей и систем передачи информации, Лаборатория технической защиты информации, Лаборатория аппаратных средств вычислительной техники, Лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, Лаборатория по разработке приложений под операционную систему для мобильных устройствIOS, Лаборатория по разработке приложений под операционную систему для мобильных устройствAndroid, Лаборатория по экономико-математическому моделированию, Лаборатория планирования и прогнозирования социально-экономических  процессов, Лаборатория разработки, внедрения и адаптации программного обеспечения отраслевой направленности, Лаборатория архитектуры электронно-вычислительных машин и вычислительных систем, Криминалистическая лаборатория, Учебный зал судебных заседаний, Лаборатория оценки качества продуктов, Лаборатория технического оснащения торговых организаций и охраны труда, Лаборатория сопротивления материалов, Лаборатория «Учебная бухгалтерия» (СПО), Лаборатория «Учебная бухгалтерия» (ВО), Лаборатория товароведения.

Профессорско-преподавательский состав ДГУНХ (884 человека, среди которых 98 докторов наук, профессоров, 431 кандидатов наук, доцентов, один член-корреспондент РАН, 8 иностранных профессоров, 18 заслуженных и почетных работников различных сфер деятельности Российской Федерации и Республики Дагестан, более 60 % имеют ученые степени и звания) регулярно занимается учебно-методической деятельностью. С 2008 по 2015 годы профессорско-преподавательским составом ДГУНХ подготовлено и издано более 2000 учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов с полным курсом лекций и научных монографий. В ДГУНХ функционируют пять Учебно-методических комиссий: по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Торговое дело»; по направлениям подготовки: «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика», «Информационная безопасность», «Математика и компьютерные науки»; по направлению подготовки «Лингвистика»; по направлениям подготовки «Землеустройство и кадастры», «Строительство»; по направлению подготовки «Юриспруденция», которые на регулярной основе посещают занятиям преподавателей, открытые лекции, и обсуждают учебно-методическую деятельность и методику проведения занятий преподавателей на своих заседаниях. Все учебно-методические издания ДГУНХ проходят экспертизу и заключение соответствующих учебно-методических комиссий.

Библиотека ДГУНХ ежегодно пополняется самыми новыми печатными изданиями по всем направлениям учебной деятельности и научных исследований вуза. Помимо этого, ДГУНХ первым в Дагестане подключился к двум самым крупным электронно-библиотечным системам  России: «Книгафонд» и «Университетская библиотека ONLINE», насчитывающих около двухсот тысяч наименований учебной, научной литературы и периодических изданий, круглосуточный персональный доступ к которым имеется у каждого студента и сотрудника вуза.

ДГУНХ первым в Дагестане с 2008 года стал использовать систему «Антиплагиат-ВУЗ» и «Антиплагиат-ВАК» для проверки всех дипломных работ, научных статей, учебно-методических изданий, монографий, кандидатских и докторских диссертаций, написанных нашими студентами и преподавателями.

При вузе есть аспирантура,  ежегодно выпускается рецензируемый научный журнал, для талантливой молодежи и молодых ученых созданы все условия для получения качественного образования, знаний, профессиональной подготовки, занятия наукой. Во Всероссийском конкурсе по организации науки среди молодежи  ДГУНХ ежегодно оказывается в первой десятке. Ежегодно проводятся внутривузовские, межвузовские, всероссийские и международные научно-практические конференции профессорско-преподавательского состава ДГУНХ и студенческие научные конференции. Отдельно выпускается студенческий сборник научных статей. Руководство вуза всячески поощряет студентов и преподавателей, занимающих призовые места в научных конкурсах и конференциях, выплачивает материальное вознаграждение за публикацию каждой статьи в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ, а также поощряет другие виды научных исследований. Ежегодно в большом объеме выделяются внутривузовские гранты на работу научных школ и семинаров.

На базе ДГУНХ с 1998 года проходит обучение слушателей по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Слушатели проходят шестимесячное обучение в ДГУНХ, а потом  могут быть направлены на стажировку в страны Европы, США и Японии. Из 460 выпускников Программы 70 прошли эти зарубежные стажировки. Многие из выпускников программы организовали в Дагестане и других регионах успешный крупный бизнес (фирма «Жар», фирма «05-РУ», фабрика дверей «Новатор», группа компаний «Фирма АС», туристическое агентство «Интурбюро», компания «Денеб», ООО «Стеклопроект», строительная компания «Импексстрой» и т.д.). Независимые экспертизы качества и содержания образовательной деятельности, проводимые Федеральным ресурсным Центром, дали высокую оценку работы ДГУНХ в этой области.

 

В 2013 году на базе ДГУНХ по инициативе главы Республики Дагестан была открыта и успешно функционирует Международная школа бизнеса.

 

ДГУНХ – один из немногих вузов России, в составе которых имеются структурные подразделения среднего профессионального образования, где идет подготовка по профессиям рабочих (служащих) и специалистов среднего звена. За довольно короткий срок в этих структурных подразделениях приведена в порядок материально-техническая база, учебно-методическая оснащенность, организован надлежащим образом учебный процесс, набран контингент обучающихся и начата подготовка по профильным образовательным программам. В ДГУНХ не только сохранены прежние специальности, но и расширил перечень инженерных, технических, строительных и экономических программ.

 

Глобальная образовательная среда, в которую уже интегрировалась Россия с вхождением в Болонский процесс и ВТО, предусматривает академическую мобильность студентов и преподавателей. У ДГУНХ сложились хорошие деловые отношения с вузами США, Германии, Великобритании, Словакии, Чехии, Болгарии, Нидерландов, Бельгии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, практическая реализация международных образовательных контактов осуществляется с вузами Германии, Словакии, Болгарии. Профессора вузов этих стран являются в ДГУНХ приглашенными профессорами, проходит чтение лекций и семинаров как в очном режиме, так и с использованием дистанционных технологий. Два немецких вуза дают возможность студентам ДГУНХ бесплатно обучаться у них (студент оплачивает только за проживание в общежитии, питание, пользование Интернетом и общественным транспортом) после языковой подготовки в объеме 600 часов на базе ДГУНХ и двухсеместрового курса немецкого языка на базе вуза в Германии. С начала 2014 года в ДГУНХ стали практиковать семестровые стажировки студентов в вузах Германии полностью за счет финансирования со стороны ДГУНХ в соответствие с программой международного студенческого обмена, также инициированной главой Республики Дагестан.

ДГУНХ постоянно контактирует и с ведущими российскими вузами – МГУ им. Ломоносова, Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ, РГЭУ им. Плеханова, Санкт-Петербургский экономический университет, Южный Федеральный университет, Пятигорский государственный лингвистический университет и т.д. Регулярно приглашаются профессора этих вузов на проведений в ДГУНХ мастер-классов и семинаров для профессорско-преподавательского состава, работники ДГУНХ направляются к ним на повышение квалификации, участвуют в совместных конференциях и семинарах. Такое тесное общение с ведущими вузами страны и мира позволят повышать качество научно-образовательной деятельности в региональном вузе.

В ДГУНХ действует внутренняя Академия качества образования, в рамках которой два раза в год по специальностям разных кафедр под руководством ведущих специалистов в своей области, специально приглашаемых из других городов России и из зарубежа, проходят повышение квалификации научно-педагогические кадры вуза, в год повышают свою квалификации боле 30% ППС.

С 2013 года ДГУНХ начал проходить процедуру мониторинга эффективности деятельности учебных заведений в соответствии с новым законодательством РФ в области образования. В мировом рейтинге вузов Webometrics на март  2015 года ДГУНХ занимает 228 место из 1007 вузов Российской Федерации, мировой рейтинг – 5737 место из 22000 вузов мира.

В 2014 г. доработана и утверждена программа развития ДГУНХ до 2025 года, которая позволит ДГУНХ стать настоящим научно-образовательным инновационным комплексом. Мы намерены внедрять все передовое в нашу деятельность в мировом и российском образовании. С учетом реалий жизни в эту программу развития будут вноситься коррективы. Начато строительство еще одного блока общежития на 350 мест, строительство Дворца спорта ДГУНХ и спорткомплекса университета. В планах строительство еще двух учебно-лабораторных корпусов, технопарка и Дворца молодежи ДГУНХ. Есть интересные проекты по развитию науки, повышению качества образования студентов и квалификации преподавательского состава, по работе с молодежью. Планомерно идет работа по всем направлениям.

 

В России, и мире в целом, происходят большие изменения во всем, особенно, в образовании. ДГУНХ сегодня твердо встал на путь инновационного развития.  Коллектив вуза убежден, что качество воспитания, образования и науки в ДГУНХ будет поступательно повышаться, вместе с другими вузами РД. Особый упор делается на работу с талантливой и одаренной молодежью, их достаточно, это будущее нашей Великой России и нашей республики.

 

 

 

 

Ректор                                                                                               Я.Г. Бучаев


Сведения об образовательной организации