18 марта 2023 г. кафедрой «Налоги и налогообложение» проведен научный семинар на тему «Налоговая и бюджетная поддержка IT-компаний в условиях действий ограничительных мер»

Дата публикации:22 марта 2023

На семинаре с докладом выступила старший преподаватель кафедры Исаева Наида Абдулзагировна.

Выбор темы исследования обоснован тем, что организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения, рассматриваются сегодня как наиболее важные участники технологического развития страны, отнесенного к приоритетам федеральной налоговой политики. В статье исследованы меры налоговой и бюджетной поддержки IT-сектора в Российской Федерации, принятые в условиях действия ограничительных мер, анализируется их эффективность, сформулированы предложения по их совершенствованию.

Докладчик сделал попытку систематизировать эти меры, распределив их по трем ключевым этапам, с наступлением каждого из которых происходило качественное обновление прежней схемы распределения налоговых льгот, образующих в совокупности особый налоговый режим. Цель доклада связана с выявлением приоритетов и оценкой эффективности механизмов, предназначенных для стимулирования ИТ-компаний, включая предварительную оценку сферы действия и результативности маневра. В докладе отмечено, что основным вектором налоговой политики стало смещение объема льгот в пользу средних и крупных ИТ-компаний как драйверов своей отрасли при сравнительном снижении конкурентоспособности начинающих предпринимателей. В целом налоговый маневр оказал положительное экономическое влияние, но сфера его действия невелика: сложившаяся система льгот охватывает, меньше 20 % ИТ-компаний.

Докладчиком были даны предложения:

  1. Ограниченный периметр действия режима для ИТ-компаний на сегодняшний день является проблемой, вызванной недостаточной проработкой концептуальных основ налогового стимулирования, в котором не согласуются интересы, с одной стороны, малого, а с другой, среднего и крупного ИТ-бизнеса. При понимании большей нуждаемости ИТ-стартапов в налоговой поддержке по-прежнему действует ограничение по минимальной численности работников, в применении которого — если вести речь о содействии наиболее креативной части общества — нет никакого смысла.
  2. При проведении маневра было забыто, что УСН больше не ставит малый бизнес в преимущественное положение, особенно после обнуления с 2022 г. ставки налога на прибыль до 2025 г. для ИТ-компаний. Перспективы реализации второго пакета мер поддержки ИТ-отрасли, в который заложены ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый вычет, не сочетаются с симметричной донастройкой УСН, применять которую теперь менее выгодно в силу того, что понятия ИТ-компании и субъекта малого бизнеса в налоговых целях однозначно разделены. Иными словами, ИТ-отрасль выделяется применительно лишь к общей системе налогообложения, отчего налоговые льготы не проходят через всю налоговую систему. Поэтому, несмотря на существенное преобразование налогового режима ИТ-компаний, вектор стимулирования остался прежним и отводит главные преимущества среднему и крупному бизнесу, когда право на уменьшение налогов доказывается коммерческим успехом и укрупнением оборотов деятельности. Об этом свидетельствует отсутствие каких-либо преференций для индивидуальных предпринимателей в ИТ-отрасли, количество которых, согласно единому реестру субъектов МСП, составляет не меньше 90 тыс. человек, рассчитывающих, в свою очередь, только на региональную налоговую поддержку.

В обсуждении доклада приняли участие: зав. кафедрой, к.э.н., доцент Д.З. Залибекова, к.э.н. Абакарова Р.Ш., к.э.н. Гасанбеков А. Г., ст. преподаватель Набиев А. С.,

По итогам научного семинара было рекомендовано опубликовать результаты проведенного исследования Исаевой Н. А. в периодической печати.