Прошло очередное заседание в рамках Научного студенческого кружка 28 февраля 2023 под руководством к.ф.н., доцента кафедры английского и русского языков Гаджиевой Н.А.

Дата публикации:2 марта 2023

С докладом на тему «Этноцентризм и культурный релятивизм. Сущность функционализма, его основные положения и значение в МКК» выступил Асельдеров Асгер Айнутдинович, студент 1 курса 5 группы Юридического факультета.

В своем выступлении Асельдеров А.А. констатировал, что Этноцентризм и релятивизм — крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм.

Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: «Моя культура — лучшая, а остальные — так себе».

Два подхода к пониманию культуры не могут рассматриваться вне связи друг с другом. Их изолированное использование таит в себе опасности этноцентризма и культурного релятивизма. Этноцентризмом называется предрасположенность судить о других культурах с позиции своей собственной. Оценивание всех явлений окружающего мира исходя из предпочтений своей этнической группы — универсальное свойство, присущее всем обществам и социальным объединениям. Каждый народ в чем-то чувствует свое превосходство над всеми остальными. Этноцентризм делает свою культуру эталоном, с которым соизмеряются все другие культуры. В соответствии с этим последние будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны. Этноцентризм порождает такие понятия, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса», «отсталые народы», «примитивная культура», «грубое искусство», приводит к отрицанию ценностей чужой культуры, оборачивается культурной самоизоляцией и межэтническими конфликтами.

В то же время Этноцентризм — всеобщая человеческая реакция, распространяющаяся на все социальные общности и почти всех индивидов. Группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем терпимые к другим культурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него не бывает патриотизма.

Учащиеся долго дискуссировали на данную тему, отстаивая каждый свою точку зрения. И руководитель и учащиеся кружка получили ответы на многие свои вопросы по теме докладов.