Образование:  филологический факультет Дагестанского государственного университета (1986). Специальность «Русский язык и литература»

 Ученая степень: доктор филологических наук (2011)

 Ученое звание: доцент по специальности (2003)

 Область научных интересов: вопросы языкознания, методика преподавания русского языка

 Преподаваемые дисциплины: «Русский язык и культура речи», «Ораторское искусство»

 Перечень проводимых курсов: курсы повышения квалификации по русскому языку и культуре речи

Публикации:

2008

Интонационные особенности вопросительных предложений в русском и кумыкском языках, (статья) // Культурная жизнь юга России. – Краснодар, 2008, №1. – С.129-130.

2. Коммуникативные высказывания со служебными компонентами в русском и кумыкском языках, (статья) // Культурная жизнь юга России. – Краснодар, 2008, №3. – С.110-111.

3. К вопросу о способах и средствах выражения модальных отношений, (статья) // Культурная жизнь юга России. – Краснодар, 2008, №4. – С.110-111.

4. Утвердительные и отрицательные предложения в русском и кумыкском языках, (статья)  // Вестник ДНЦ. – Махачкала, 2008, №31. – С.80-83.

2009

1. Место вопросительного предложения среди коммуникативных типов высказывания, (статья) // Материалы 2-ой международной научно-практической конференции языковедов «Контенсивная типология естественных языков». – Махачкала, ДГУ, 2009. – С.234-235.

2. Особенности общевопросительных предложений в кумыкском языке (в сопоставлении с русским), (статья) // Материалы международной научно-практической конференции «Теоретические и методические проблемы национально-русского двуязычия». – Махачкала, ДНЦ РАН, 2009. – С.431-433.

3. К вопросу об актуальном членении предложения в русском и кумыкском языках, (статья) // Тюркологический вестник. Выпуск 1. – Махачкала, ИПЦ ДГУ. 2009. – С.132-136.

4. Функциональные особенности наклонения в кумыкском языке (в сопоставлении с русским), (статья) // Тюркологический вестник. Выпуск 1. – Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2009. – С.136-143.

5. Роль подлежащего в побудительном предложении, (статья) // Материалы II международной научно-практической конференции «Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика». – М., 2009. – С.388-389.

6. Основные формы выражения побудительных предложений в русском и кумыкском языках, (статья) // Материалы II международной научно-практической конференции «Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика». – М., 2009. – С.389-391.

7. Проблемы изучения простого предложения в языках различного строя, (статья) // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Проблемы лингвистики на современном этапе». – Махачкала, филиал МГОУ, 2009. – С.275-280.

8. О побудительной модальности в кумыкском языке (в сопоставлении с русским), (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма». – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – С.178-183.

9. Сопоставительный анализ семантики побудительных предложений кумыкского и русского языков, (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма». – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – С.184-187.

10. О грамматических синонимах побуждения в русском и кумыкском языках, (статья) // Тюркологический вестник. – Махачкала, 2009. – С.163-167.

11. Функция обращения в побудительных предложениях, (статья) // Тюркологический вестник. – Махачкала, 2009. – С.167-173.

12. К вопросу о порядке слов в русском и кумыкском языках, (статья) // Культурная жизнь юга России. – Краснодар, 2009,  №1. – С.97-99.

13. Способы выражения частного вопроса в разноструктурных языках, (статья)  // Вестник ДНЦ. – Махачкала, 2009, №34. – С.94-97.

14. К вопросу о функциональных аналогах императива в русском и кумыкском языках, (статья) // Вестник  ДНЦ. – Махачкала, 2009, №35. –С.50-54.

2010

1. Место восклицательного предложения среди других коммуникативных типов предложения, (статья) // Материалы международной научно-практической конференции «Слово в языке и речи». – Махачкала: ДГПУ, 2010. – С.317-322.

2. О некоторых особенностях побудительных предложений // Материалы международной научно-практической конференции, (статья) Материалы международной научно-практической конференции  «Слово в языке и речи». – Махачкала: ДГПУ, 2010. – С.322-327.

3. Частицы в побудительных предложениях русского и кумыкского языков, (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Русский язык в историко-лингвистическом и социокультурном поле». – Махачкала: ДГПУ,2010. – С.244-248.

4. О некоторых особенностях вопросительно-побудительных предложений в русском и кумыкском языках, (статья) // Вопросы тюркологии, №5, — Махачкала: ДГУ, 2010. – С.75-77.

5. О лексико-грамматических средствах выражения восклицательности в  разноструктурных языках, (статья) // Материалы международной научной конференции «Филология – 21». – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010, Ч.2. – С.42-46.

6. Способы оформления восклицательных предложений в кумыкском языке, (статья) // Материалы международной научной конференции «Язык и общество в зеркале культуры». – Астрахань: АГУ, 2010 —  С. 328 – 332.

7. Функция частиц в побудительных предложениях, (статья) // Материалы международной научной конференции «Сопоставительная филология и полилингвизм». — Казань: ИЯЛИ АН РТ, 2010. – С. 226 – 228.

8. О формальных признаках функциональных типов предложения в разноструктурных языках, (статья) // Тюркологический вестник, № 3. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2010. – С. 108- 111.

9. Классификация предложений по цели высказывания в русском и кумыкском языках, (статья) // Материалы региональной научно – практической конференции «Русский язык – язык межнационального общения». – Махачкала: ДГПУ, 2010. – С. 247 – 251.

 

2011

1. Коммуникативные типы высказывания в кумыкском языке, (монография) Махачкала: ИПЦ ДГУ ,2011. – 256 с.

2. Риторический вопрос в языках разного строя, (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Языковые контакты и мотивация изучения языков в условиях билингвизма». – Махачкала: ДГПУ, 2011. — С. 251 – 255.

3. Об особенностях некоторых несобственно-вопросительных предложений в русском и кумыкском языках, (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Языковые контакты и мотивация изучения языков в условиях билингвизма». – Махачкала: ДГПУ, 2011. —  С. 247-251.

4. Основные функции и формы риторических вопросительных предложений в русском и кумыкском языках, (статья) // Сборник научных трудов преподавателей кафедры иностранных языков МГОУ. – Махачкала, 2011. — С. 112-120.

2012

1.Практическая стилистика (учебно – методическое пособие) Махачкала: МГОУ, 2012.

2. Русский язык: учебное пособие Махачкала: ДГИНХ,  2012.

3. Коммуникативная функция и грамматическая структура предложения в русском и кумыкском языках, (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. —  С. 123-128.

4. Способы оформления риторического вопроса в разноструктурных языках, (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма». – Уфа: РИЦ БашГУ,  2012. – С. 129-206.

5. К вопросу о влиянии актуального членения на грамматическую структуру предложения, (статья) // Материалы Международной научно-практической конференции «Перевод как сфера функционирования двуязычия» — Махачкала: ДГПУ, 2012. – С. 161-167.

6. Средства выражения актуального членения предложения в языках разного строя, (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «К проблеме нового прочтения и осмысления национальных литератур народов Кавказа». – Махачкала: ДГПУ, 2012. —  С. 153-155.

7. О коммуникативной функции порядка слов в предложении в русском и кумыкском языках, (статья) // Материалы Международной научно-практической конференции «Родные языки: проблемы и перспективы развития». – Махачкала: ДГПУ, 2012. —  С. 161-167.

8. Русский язык на современном этапе, (статья)  // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы оптимизации методики обучения». – Махачкала: ДГИНХ, 2012. —  С. 87-89.

9. Тестовый контроль знаний студентов как средство оптимизации учебного процесса по русскому языку, (статья) // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы оптимизации методики обучения». – Махачкала: ДГИНХ, 2012 —  С. 90-92.

10. О некоторых особенностях работы по практической стилистике на уроках русского языка в старших классах, (статья) // Материалы Международной научно-практической конференции «Начальное образование: реалии и перспективы в условиях внедрения Стандартов второго поколения». – Махачкала: ДГПУ. 2012 — С. 175-180.

11. Формирование культуры речи на уроках русского языка, (статья) Материалы Международной научно-практической конференции «Начальное образование: реалии и перспективы в условиях внедрения Стандартов второго поколения». – Махачкала: ДГПУ. 2012 — С. 180-187.

12. Культура речи современной молодежи, (статья) // Материалы Международной научно-практической конференции «Начальное образование: реалии и перспективы в условиях внедрения Стандартов второго поколения». – Махачкала: ДГПУ. 2012 — С. 188-195.

13. Особенности молодежного жаргона, (статья) // Материалы Международной научно-практической конференции «Начальное образование: реалии и перспективы в условиях внедрения Стандартов второго поколения». – Махачкала: ДГПУ. 2012, — С. 195-201.

14. Работа над культурой речи на уроках русского языка, (статья)  // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная начальная школа: теория и практика». – Хасавюрт: ДГПУ (филиал), 2012.  — С. 72 – 77.

15. О некоторых особенностях работы над культурой речи в вузовской аудитории, (статья) // Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов МГОУ. – Махачкала: МГОУ (Институт в г. Махачкале), 2012 —  С. 170-177.

16. К вопросу об организации работы по функциональной стилистике на уроках русского языка, (статья) // Системные технологии / научно-практический журнал, №4.  —  Махачкала: Риасофт ЛТД, 2012. –С. 144-147.

17. Коммуникативность и ее влияние на грамматическую структуру предложения, (статья) // Материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Русский язык на современном этапе». – Махачкала: ДГПУ, 20 октября 2012. – С.154-159.

18. Коммуникативная функция и грамматическая структура предложения в русском и кумыкском языках, (статья) // Материалы  2 Всероссийской заочной научно-практической конференции «Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма». – Уфа: РИЦ БашГУ , 2012. С.46-50.

19. Способы оформления риторического вопроса в разноструктурных языках, (статья) // Материалы  2 Всероссийской заочной научно-практической конференции «Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма». – Уфа: РИЦ БашГУ , 2012. С.12-17.

20. О целях и содержании работы по стилистике на уроках русского языка, (статья) // Материалы региональной научно-практической конференции «Инновационные технологии и методы обучения студентов в условиях реализации многоуровневой системы образования» (ВПО, СПО, НПО). – Махачкала: ДГИНХ, 2012. С.136-138.

2013

1. Изучение синтаксических норм на занятиях по русскому языку и культуре речи, (статья) // Материалы международной научно-практической конференции «Культура русской речи в условиях многоязычия. — Махачкала: Изд-во ДГУ, 2013. – С. 192-195.

2. Работа над синтаксическими нормами на уроках русского языка, (статья) // Системные технологии / научно-практический журнал, №8.  —  Махачкала: Риасофт ЛТД, 2013. –С. 70-75.

3. Социальные диалекты, (статья) // Материалы межвузовской студенческой научно-теоретической конференции в Институте (филиале) ФГБОУ ВПО «МГОУ им. В.С. Черномырдина» в г. Махачкале. – Махачкала: Риасофт ЛТД, 2013. С.219-221.

2014

1. К вопросу о мониторинге деятельности студентов, (статья) // Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Лингводидактика и межкультурная коммуникация в преподавании русского, родного и иностранных языков» (теория и практика). – Хасавюрт, 20 мая 2014. С.111-115.

2. О некоторых трудностях изучения видов подчинительной связи в словосочетании, (статья) // Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Перспективные направления в повышении качества образования филологическим дисциплинам». — Махачкала: ДГИНХ, 2014. С. 101-104.

3. Эволюция языка и речи, (статья) // Материалы Региональной студенческой научно-практической конференции по русскому и иностранным языкам. Махачкала, 2014. С.153-155.

4. Искусство ведения спора, (статья)  // Материалы Региональной студенческой научно-практической конференции по русскому и иностранным языкам. Махачкала, 2014. С.158-160.

5. Язык современной рекламы, (статья) // Материалы Региональной студенческой научно-практической конференции по русскому и иностранным языкам. Махачкала, 2014. С.168-170.

2015

1. О видах контроля учебной деятельности студентов, (статья) // Материалы Второй  Всероссийской научно-практической конференции «Теоретико-практические проблемы преподавания гуманитарных дисциплин». – Махачкала: Наука плюс, 2015. С. 317-321.

2. К вопросу об эмоционально-оценочных функциях восклицательного предложения, (статья) // Материалы Второй  Всероссийской научно-практической конференции «Теоретико-практические проблемы преподавания гуманитарных дисциплин». – Махачкала: Наука плюс, 2015. С. 322-326.

3. О формах выражения повествовательного предложения в кумыкском языке, (статья) Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №3 (45).Ч.1. С.198-200.

4. Семантика повествовательных предложений в кумыкском языке, (статья) // Проблемы современной науки и образования. Научно-методический журнал. М.: Изд-во «Проблемы науки», 2015. №1 (31). С.68-71.

5. Наклонение в кумыкском языке как формальный признак коммуникативных типов предложения, (статья) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций. М.: Литера, 2015. №2 (73). Ч.1. С. 281-284.

6. Особенности побудительных конструкций с обращением в кумыкском языке, (статья) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №8 (50).Ч.2. С.183-185.

2016

1. О формах выражения побудительной модальности в разноструктурных языках, (статья) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций. М.: Литера, 2016. №03 (86). Ч.II. С. 167-169.

2. К вопросу о способах выражения побудительности в языках различного строя (на материале русского и кумыкского языков), (статья) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. №6 (60).Ч.1. С.169-171.

2017

1. Особенности работы над синтаксическими синонимами как средства развития речи студентов-дагестанцев, (статья) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. №5 (71).Ч.3. С.206-208.

2. Типы общего вопроса в кумыкском языке, (статья) // Проблемы современной науки и образования. М., 2017. №28 (110). С.41-44.

2018

1. О некоторых проблемах обучения русскому языку в современной школе и путях их решения, (статья) // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Филологическая наука: современные взгляды и научные исследования». Махачкала: ДГУНХ (14 мая 2018 г.). С. 166-170.

2. К вопросу об организации работы над текстом  в дагестанской национальной аудитории  (статья) // Материалы Международной научно-практической конференции «Русский язык в современных социокультурных условиях: состояние и перспективы». — Махачкала: ДГПУ, 2018. С.324-333.

 

2019

1. Синтаксические ошибки в русской речи учащихся-дагестанцев и пути их преодоления, (статья) // Мир науки, культуры, образования.  Международный научный журнал. Горно-Алтайск, 2019. №2 (75). С.85-86.

2. К вопросу о духовности русской литературы, (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Начальный этап литературного образования как методическая и педагогическая проблема». – Махачкала: ДГПУ, 2019. С.89-91.

3. Особенности императивного вопроса в кумыкском языке, (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы гуманитарных наук в современном мире». – Махачкала: ДГУНХ, 2019. С. 38-42.

4. О смысловых отношениях модальных частиц в русском и кумыкском языках, (статья) // Материалы II региональной дистанционной научно-практической конференции «Инновационные процессы в начальном образовании». – Махачкала: ДГПУ, 2019. С. 96-99.

5. К вопросу о грамматических показателях побудительных предложений в русском и кумыкском языках, (статья) // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования в полиэтнической среде». — Махачкала: ДГПУ, 2019. С. 397-400.

6.К вопросу о функциональной зависимости предложения от его грамматической структуры, (статья) // Материалы II всероссийской научно-практической конференции  с международным участием «Русский язык в полилингвальной среде». – Махачкала: ДГПУ, 2019. С.219-224.

7.Роль инноваций в обучении русскому языку, (статья) // Материалы II всероссийской научно-практической конференции  с международным участием «Русский язык в полилингвальной среде». – Махачкала: ДГПУ, 2019. С.224-226.

8. Место учебного проекта в самостоятельной деятельности обучающихся, (статья)  // Материалы II всероссийской научно-практической конференции  с международным участием «Русский язык в полилингвальной среде». – Махачкала: ДГПУ, 2019. С.227-230.

9. Словари и справочники как средство расширения общекультурного кругозора студентов, (статья) // Материалы II всероссийской научно-практической конференции  с международным участием «Русский язык в полилингвальной среде». – Махачкала: ДГПУ, 2019. С.231-234.

10. Инновационные подходы к преподаванию русского языка, (статья) // Материалы II всероссийской научно-практической конференции «Вопросы теории и практики языка и литературы». – Махачкала: ДГПУ, 2019. С. 128-131.

11.К вопросу о лексико-семантических ошибках учащихся-дагестанцев, (статья) // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного образования в аспекте новых научных парадигм».- Махачкала: ДГУНХ, 2019. С.56-59.

12.Учебный проект как средство повышения качества образования, (статья) // Материалы II всероссийской научно-практической конференции «Вопросы теории и практики языка и литературы». – Махачкала: ДГПУ, 2019. С. 131-134.

13. К вопросу о родах и видах красноречия, (статья) // Материалы II всероссийской научно-практической конференции  с международным участием «Русский язык в полилингвальной среде». – Махачкала: ДГПУ, 2019. С.219-224.

2020

1.Работа над орфоэпическими нормами русского языка в дагестанской студенческой аудитории, (статья) // Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного образования в аспекте новых научных парадигм» (21 ноября 2020г.). Махачкала: ДГУНХ. С. 130-132.

2. К вопросу о культуре речи молодежи, (статья) // Материалы Международной научно-практической конференции «Русский язык в полилингвальной среде» (5 ноября 2020). Махачкала: ДГПУ. С.312-314.

3. Речевой этикет как часть общей культуры человека, (статья)  // Материалы Международной научно-практической конференции «Русский язык в полилингвальной среде» (5 ноября 2020). Махачкала: ДГПУ. С. 309-312.

4.О некоторых особенностях коммуникативного аспекта синтаксиса, (статья) // Материалы Международной научно-практической конференции «Русский язык в полилингвальной среде» (5 ноября 2020). Махачкала: ДГПУ. С. 307-309.

2021

1. К вопросу о двуязычии и интерференции, (статья) //  Материалы Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного образования в аспекте новых научных парадигм» (21 декабря 2021г.). Махачкала: ДГУНХ. С. 130-132.

2. Лексические ошибки студентов-дагестанцев и причины их появления, (статья) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции  с международным участием «Русский язык в полилингвальной среде» (25 ноября 2021). Махачкала: ДГПУ. С.312-314.

3. Особенности деловой коммуникации в русской культуре, (статья)  // Материалы Всероссийской научно-практической конференции  с международным участием «Русский язык в полилингвальной среде» (25 ноября 2021). Махачкала: ДГПУ. С. 309-312.