Научные школы

ДГУНХ  развивается как современный вуз, создающий горизонтальные связи с российским и мировым научным и образовательным сообществом, ориентирующийся на новые технологии и идеи, использует накопленный потенциал для активной работы на стыке таких наук, как экономика, юриспруденция, математика, филология, информационные технологии, технические (строительство, землеустройство), развивая и создавая новые направления исследований, опираясь при этом на имеющийся опыт, кадры и уникальный потенциал Республики Дагестан.

Научные исследования проводятся в ДГУНХ в рамках 3 научных школ и 35 научных направлений на 21 кафедре, в исследовательских структурах, включающих 2 НИИ, 3 Центра.

Научные направления исследований в ДГУНХ

  1. Актуальные проблемы противодействия экстремизму: история и современность;
  2. Актуальные проблемы формирования гражданского общества в Дагестане;
  3. Бюджетно-налоговые инструменты и их влияние на социально — экономическое развитие и финансовое обеспечение Республики Дагестан;
  4. Государственное регулирование развития сельских территорий Республики Дагестан;
  5. Использование нейросетевых технологий и глубокого обучения в задачах классификации (на примере защиты информации).
  6. Исследование подходов современного состояния предметной области автоматизированной поддержки принятия решений.
  7. Исследование поперечных колебаний составных стержней при действии статически приложенной поперечной нагрузки.
  8. Исследование проблем и поиск путей модернизации и развития инвестиционно-строительного комплекса РД в современных условиях (Инвестиционный аспект).
  9. Исследование проблем и поиск путей модернизации и развития промышленности РД в современных условиях (промышленный комплекс).
  10. Исследование проблем и поиск путей модернизации и развития транспортного комплекса РД в современных условиях (Транспортный комплекс).
  11. Исследование проблем и поиск путей совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации и ее субъектов.
  12. Исследование проблем и поиск путей эффективного внедрения цифровых технологий в современную систему управления.
  13. Лингвокультурный анализ антропоцентрических паремий в русской, английской и немецкой языковой картине мира.
  14. Методологические подходы и методы оценки государственного имущества.
  15. Методы защиты зданий и сооружений при землетрясениях;
  16. Миграционные процессы в Республике Дагестан.
  17. Научно-практические основы совершенствования мер государственного регулирования АПК и устойчивого развития сельских территорий.
  18. Научные основы адаптивно-ландшафтного земледелия, экологически безопасных, ресурсосберегающих технологий окультуривания почв, конструирование устойчивых агроэкосистем многолетних культур.
  19. Организационно-экономический механизм снижения поляризации в социально-экономическом развитии муниципальных образований Республики Дагестан.
  20. Практические аспекты формирования современного инфраструктурного комплекса Республики Дагестан.
  21. Практические меры обеспечения устойчивого развития горных территорий Республики Дагестан.
  22. Проектное управление в государственном секторе Республике Дагестан: состояние предпосылки развития.
  23. Развитие аграрного туризма в Дагестане.
  24. Разработка системы почвенно-экологического мониторинга с применением ГИС технологий.
  25. Современное состояние инвестиционного обеспечения регионального развития.
  26. Создание единого информационного ресурса по мониторингу экологического состояния Дагестана;
  27. Создание центра обработки данных и облачных вычислений в Дагестане;
  28. Социальная инфраструктура в стимулировании развития Республики Дагестан;
  29. Стратегия развития высшего образования страны в условиях цифровой трансформации экономики.
  30. Теоретико-методические подходы исследования формирования и развития человеческого потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа: анализ современного состояния, перспективы и управление развитием.
  31. Компьютерное моделирование социально-экономических процессов.
  32. Прикладные аспекты информационной безопасности.
  33. Технологии и методики преподавания в рамках дистанционного обучения;
  34. Интеллектуальные информационные системы.

Научные школы и научные направления ДГУНХ  учитывают специфику регионального вуза, имеют образовательную направленность, охватывают весь спектр вузовского научного сектора, нацелены на актуализацию учебных программ и соотносятся со спектром подготавливаемых вузом специалистов.

Приборно-инструментальная база современного уровня, созданная в ДГУНХ  для проведения исследований и разработок в области информационных технологий, позволила выполнить исследования по таким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, как «Безопасность и противодействие терроризму», «Науки о жизни», «Рациональное природопользование», в том числе с использованием сквозных и критических технологий.

Научные школы ДГУНХ

Утвержден следующий перечень научных школ Дагестанского государственного университета народного хозяйства:

  1. Проблемы устойчивого развития региональной социально — экономической системы (Рук. проф. Г.А. Бучаев). Научные исследования в рамках школы проводятся по следующим направлениям: методы оценки устойчивого развития региональных социально — экономических систем; основы стратегии социально-экономического развития; межрегиональная интеграция в обеспечении экономического развития и снижении социальной напряженности в регионах Северо-Кавказского федерального округа; совершенствование налогового механизма и форм взаимодействия науки с обществом, государством и бизнесом; проблемы и перспективы устойчивого социально — экономического развития народнохозяйственного комплекса РФ и РД; новые экономические модели и инструменты в мировой экономической системе;
  2. Актуальные проблемы права (Рук. доц. Д.М. Гаджиев). Научные исследования в рамках школы проводятся по следующим направлениям: юриспруденция: правовой и исторический аспект; актуальные проблемы формирования гражданского общества в России и Дагестане; актуальные проблемы российского общества: история и современность;  актуальные проблемы противодействия экстремизму: история и современность; актуальные проблемы уголовного права и совершенствование уголовного законодательства России и зарубежных стран; актуальные проблемы развития гражданского, семейного и международного частного права; актуальные проблемы гражданского и арбитражного процесса.
  3. Развитие актуальных направлений лингвистики (Рук. доц. У.М. Батырмурзаева). Научные исследования в рамках школы проводятся по следующим направлениям: проблемы оптимизации методики обучения иностранному языку на неязыковых факультетах;  проблемы межкультурной коммуникации; основы формирования профессиональных речевых умений будущего переводчика; развитие навыков устной и письменной речи; методика и методология преподавания иностранных языков