1 февраля 2023 года в 14.00 на кафедре «Естественнонаучные дисциплины» состоялся научный семинар

Дата публикации:7 февраля 2023

С докладом выступили кандидаты педагогических наук, доцент кафедры Инусова Халимат Магомедовна, Мурлиева Жарият Хаджиевна, Келбиханов Руслан Келбиханович, Магомедов Магомедзапир Рабаданович и старший преподаватель Шамхалова Наида Курбановна.

Докладчиками были представлены работы над следующими статьями:

«Аномалии температурной зависимости теплового расширения YBCO в точке сверхпроводящего перехода».

Главной интригой высокотемпературной сверхпроводимости сложных оксидов, в частности, YBa2Cu3O7–d , является  отсутствие в них свободных носителей заряда, как в металлах. К возникновению зарядовых возбуждений в блоке проводимости и их обобществлению приводит аномалия в Тс, а именно, «разрыв» на температурной зависимости объема элементарной ячейки, наблюдаемый экспериментально. Эти подтверждает высказанные нами критерии перехода веществ в сверхпроводящее состояние, согласно которым, переход наблюдается в области температур, где коэффициент теплового расширения стремится к нулю или претерпевает инверсию знака.

«Термо-ЭДС пленок теллура, полученных в квазизамкнутом объеме при комнатной температуре».

Для управления свойствами образцов весьма важным является понимание природы термо-эдс и ее исследование. Для чего пленки теллура были выращены вакуумно-термическим методом в квазизамкнутом объеме на подложках слюды.

Данные образцы Те выращены при комнатной температуре на подложках слюды вакуумно-термическим методом в интервале температур источника 650÷671 к. Обнаружено различие значений термо-эдс пленок теллура, исследованных в температурном интервале 288-425 К, полученных при различных температурах источника.

Различие величин термо-эдс связано с изменением концентрации электрически активных дефектов в структуре пленок

«Теоретические основы систематизации знаний учащихся в процессе решения задач по физике».

Решение физических задач является удобным и эффективным способом проверки и систематизации знаний, умений и навыков учащихся, позволяет в наиболее рациональной форме проводить повторение, систематизацию и обобщение ранее изученного материала, а также способствует актуализации и углублению полученных знаний. Мы пришли к выводу, что при систематизации материала в виде схем, таблиц, различных сопоставлений заметно лучше усваивается учениками. В тоже время развития умения самих учащихся обобщать материал и систематизировать благоприятно скажется при изучении других школьных предметов, так как конечная цель обучения в школе каждого ученика — развить все творческие возможности, таланты ученика, т.е. выпускник должен обладать широким кругозором и ясным представлением физической картины мира.

 

«Использование элементов экологической безопасности в процессе обучения физики».

Обеспечить «безопасность жизнедеятельности» человека можно лишь при условии знания субъектом этих опасностей и соблюдения им определенных правил взаимодействия с внешней средой (производственной, бытовой, природной), выполнение которых гарантирует как ему самому, так и обществу минимальный ущерб от его деятельности. Полученные при изучении этого вопроса теоретические и практические знания, навыки помогут учащимся в жизненных ситуациях самостоятельно принимать решения, с наименьшим риском для своего здоровья   и окружающих людей.

«Использование экологического образования в процессе обучения физики».

Изучение физических аспектов экологических знаний ведет к углублению и расширению знаний учащихся по физике, повышению их интереса к предмету, развивает у них ряд природоохранительных умений, убеждает в жизненно важном значении экологических знаний и умений, формирует в их сознании научную картину целостности природы, способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их. Введение элементов экологии в учебный процесс по физике помогает усилению: идейно-политического, мировоззренческого содержания курса, его политехнической, трудовой направленности с целью более эффективной подготовки студентов к участию в народном хозяйстве, причем в любой его сфере, так как экологические знания и умения носят всеобщий характер, они необходимы всем, независимо от специальности.

В обсуждении доклада приняли участие кандидат химических наук Умарова Юлдуз Абдулкадировна, кандидат физических наук Джалалов Рафаэль Казиханович.

Выступавшими отмечена актуальность рассматриваемых вопросов, сложность и многогранность проблем.

По итогам научного семинара было рекомендовано опубликовать результаты проведенного исследования следующих выше выступивших преподавателей в периодической печати.