12 мая 2025 года состоялся научный семинар кафедры «Менеджмент»

Дата публикации:14 мая 2025

12 мая 2025 года состоялся научный семинар кафедры «Менеджмент», на котором выступили:

1. Кандидат экономических наук, доцент кафедры Магомедов Магомед Шегаудинович на тему: «Государственная экономическая политика России в условиях санкционного давления».

В выступлении была дана подробная характеристика санкций, которым подверглась Россия после начала специальной военной операции на Украине; были раскрыты основные цели и последствия введенных санкций.

В своем выступлении докладчик основное внимание уделил содержанию государственной экономической политики страны в санкционный период. Было отмечено, что санкции не возымели того действия, на которые изначально рассчитывали вводившие их страны, не привели к коллапсу российской экономики, так как властями были приняты довольно быстрые и эффективные решения, направленные на поддержку отечественного бизнеса, сохранение рабочих мест, создание условий для развития импортозамещения. Особо была отмечена достаточно эффективная денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком России с начала введения санкций.

В то же время, было отмечено, что со второй половины 2024 г. в российской экономике стали проявляться тенденции к снижению темпов экономического роста, вызванных увеличением дефицита рабочей силы, исчерпанием возможностей переориентации внешней торговли России, ужесточением денежно-кредитной политики, вызванного необходимостью сдерживания высоких темпов инфляции.

Соответственно, были предложены меры, направленные на поддержание относительно высоких темпов роста экономики в долгосрочной перспективе: принятие необходимых мер, направленных на стимулирование технологического перевооружения российских предприятий; значительная активизация экономического и политического сотрудничества в рамках БРИКС и ШОС; принятие мер, направленных на ускорение процессов импортозамещения на важнейших направлениях российской промышленности; формирование благоприятной среды для более эффективного взаимодействия научных учреждений и бизнеса с целью эффективного продвижения результатов прикладных исследований в бизнес — среду; максимально возможное снижение налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса, снятие административных барьеров и других препятствий на пути их развития и пр.

В обсуждении доклада приняли участие к.э.н., доцент Борисова Л.А., к.э.н., доцент кафедры Бабаева Д.Г. Выступавшими отмечена актуальность рассматриваемых вопросов, сложность ситуации, сложившейся в экономике страны; необходимость принятия мер, направленных на создание условий, благоприятствующих для развития экономики в нынешних сложных условиях.

По итогам научного семинара было рекомендовано опубликовать результаты проведенного Магомедовым М.Ш. исследования в периодической печати.

2. Кандидат экономических наук, доцент Борисова Людмила Александровна на тему «Роль инфраструктуры образования в устойчивом развитии горных территорий Республики Дагестан».

Докладчик отметила, что горные территории РД обладают конкурентными преимуществами, использование которых даст возможность перехода к развитию муниципальных районов, расположенных в горных территориях. При этом отличаются большим количеством инфраструктурных проблем, в частности: низкое качество электроснабжения; низкое качество автомобильных дорог; недостаточная газификация, высокая цена на газ, не сопоставимая с уровнем дохода населения горных территорий; низкое качество социальной инфраструктуры и др. Это привело к тому, что ежегодно фиксируется отток населения, прежде всего, молодежи, на равнину.

Для Дагестана сохранение и развитие горных территорий является стратегически важной задачей, поскольку «оголение» горных районов приводит к потере культурного наследия, разрушению многовекового жизненного уклада и повышению демографического напряжения равнинной части.

Докладчик подчеркнула, что основополагающими приоритетами социально-экономического развития Республики Дагестан являются повышение качества жизни ее жителей, в особенности горной части. Особенную роль в этом должно сыграть развитие системы образования.

Острой социальной проблемой в республике является обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте 3-7 лет. Охват данной категории детей системой дошкольного образования составил 35,4 %. Для решения вопроса доступности дошкольного образования в республике продолжается работа по развитию вариативных форм охвата детей дошкольным образованием. Серьезной проблемой остается состояние и функционирование малокомплектных школ. Здесь может быть полезен опыт внедрения модели «школа-интернат» в Сулейман-Стальском районе, которая представляет собой образовательную организацию, сочетающую в себе функции общеобразовательной школы и интерната. Данная модель позволяет обеспечить непрерывный образовательный процесс и создать оптимальные условия для обучения и развития учащихся. Внедрение модели «школа-интернат» позволяет консолидировать ресурсы. Такие учреждения совмещают обучение, проживание и дополнительные кружки, сокращая риски закрытия малокомплектных школ.

В рамках реализации федеральных и региональных проектов в республике по линии образования в период с 2022 по 2024 гг. в селах введены в эксплуатацию 33 школы на 10 276 мест и 28 садов на 3 580 мест; создано и функционирует 664 центра образования «Точка роста» на базе школ, расположенных в сельской местности и малых городах, в том числе 647 создано и функционируют именно в горных территориях; обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды в 328 образовательных организациях, в том числе в 162 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности; к 2025 году планируется оснастить 1,8 тыс. школ и колледжей республики Wi-Fi, серверами для хранения данных и системами видеонаблюдения; в 551 общеобразовательной организации обновлена материально-техническая база для занятий детей физической культурой и спортом (ремонт спортивных залов, открытые плоскостные спортивные сооружения (воркауты), футбольные мини-поля), в том числе 428 расположены в горных территориях.

В заключение доклада было отмечено, что развитие инфраструктуры образования в горном Дагестане требует комплексного подхода, сочетающего как традиционные формы (строительство и материально-техническое оснащение школ, строительство школ-интернатов), так и инновационные (использование цифровых технологий). Реализация таких проектов позволит снизить социальное неравенство и создать условия для устойчивого развития горных территорий.

В обсуждении доклада приняли участие к.э.н., доцент Минатуллаев АА., к.э.н., доцент кафедры Магомедов М.Ш. Выступавшими отмечена актуальность рассматриваемых вопросов, сложность ситуации, сложившейся в горных территориях республики; необходимость принятия мер, направленных на повышение качества жизни жителей горных территорий, в том числе посредством развития социальной и, прежде всего, образовательной, инфраструктуры.

По итогам научного семинара было рекомендовано опубликовать результаты проведенного Борисовой Л.А. исследования в периодической печати.