16 апреля 2025 года на факультете иностранных языков прошло заседание научного кружка “Style and Stylistics”

Дата публикации:18 апреля 2025

На факультете иностранных языков прошло заседание научного кружка “Style and Stylistics” под руководством к.ф.н., доцента кафедры «Теория и практика перевода» Таджибовой Зайнаб Тагировны.

На заседании выступила студентка 2 курса Магомедова Карина с докладом «Специфика повтора как стилистического приема». В докладе рассматривается феномен повтора, его возможности и значение в обучении английскому языку. Докладчик отметила, что повтор представляет интерес для представителей различных наук: философии, литературоведения, риторики, психологии, просодики, прагматики, стилистики, синтаксиса, лингвистики текста. Начиная с античных времен и далее в течение всего развития и становления лингвистики, в силу своей распространенности и многообразия языковой репрезентации, повтор неоднократно привлекал к себе внимание исследователей языка.

Анализ лингвистической литературы по проблематике повтора показывает, что одним из центральных моментов, по которым позиции авторов расходятся, является определение повтора. Повтором называют:

1. Простое повторение слова или словосочетания (В.П. Летучева, М.К. Морен, Н.Н. Тете-ревникова).
2. Воспроизведение значения слова с помощью различных лексем (Ш. Балли, Н.С. Новикова, Е.Н. Петрова).
3. Дословное, или формальное и смысловое воспроизведение лексической единицы (В.Г. Гак, И.Р. Гальперин, Н.В. Устина).
4. Воспроизведение только смыслового содержания повтора (З.И. Хованская, Ж. Гард-Тамин).
5. Ключевым критерием в определении повтора выступает условие достаточной тесноты ряда (И.В. Арнольд).

В конце выступления автор пришла к следующим выводам:

1. Безусловно, повтор как важнейшее многофункциональное лингвистическое средство обладает богатым лингводидактическим потенциалом. С его помощью можно выделить определенные элементы в процессе речевой коммуникации, установить логически и семантически релевантные отношения между элементами одного или разных уровней языка, акцентировать внимание на главной идее.
2. Повтор способствует развитию ораторского мастерства обучаемых, помогая добиться убедительности в речи, вызвать у слушателей воспоминание, правильно организовать свою речь, представить новую информацию на фоне уже известной.
3. Поскольку к важнейшей функции повтора относится эмоционально-экспрессивная, то повтор незаменим при обучения языковым способам эмоционального и оценочного оформления речевой деятельности, ведь полноценное владение иностранным языком требует от учащихся умения выражать свое отношение, эмоции к окружающим людям, явлениям, ситуациям.