26 апреля 2025 года в 12:00, в НИИ Региональных проблем информатизации совместно с кафедрой Инженерных дисциплин, состоялся научный семинар
26 апреля 2025 года в 12:00, в НИИ Региональных проблем информатизации совместно с кафедрой Инженерных дисциплин, состоялся научный семинар на тему «Преподавание геодезо-географических дисциплин в подготовке специалистов по землеустройству в колледже на 2 курсе».
С докладом выступил доктор географических наук, профессор кафедры «Инженерных дисциплин» Ханмагомедов Ханмагомед Лязимович.
Докладчик отметил, высокую актуальность использования новых, современных методов представления информации в учебном процессе, с целью повышения усвояемости знаний.
Качество преподавания данных дисциплин непосредственно определяет уровень подготовки специалиста в отрасли.
К методам и формам организации обучения можно отнести организацию лекционных занятий, практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов, проведение учебной полевой практики. Организация лекционных занятий включает объяснительно-иллюстративный метод обучения.
При этом методе преподаватель сообщает фактические сведения по изучаемому предмету, раскрывает общие понятия и закономерности, демонстрируя при этом карту, плакаты, наглядные пособия, приборы и т.д.
Тематика лекционных занятий разработана таким образом, что лекции взаимосвязаны между собой по содержанию. В организации лекционных занятий предусмотрено, что лекционные занятия не должны отставать от выполнения практических работ.
При проведении практических занятий использую методы обучения:
— репродуктивный — применение теоретических знаний при выполнении предложенных заданий.
Например, задание «Решение задач на масштабы», «Решение задач на зависимость между ориентированными углами» выполняется на основе теоретических знаний;
— частично-поисковый — поставленная задача разделена на несколько вопросов, решение которых в совокупности даст выполнение поставленной задачи. Например, задание «Построение плана теодолитного хода» решается поэтапно: 1) вычисление ведомости координат вершин полигона 2) построение плана теодолитного хода на основании вычисленной ведомости;
— исследовательский метод — приобщение студентов к творческой деятельности, т.е. предлагается решить самостоятельно какую-либо проблему. Например, сравнить виды топографических съёмок: тахеометрическую и вертикальную съёмку, обосновать какой самый точный и наиболее часто применяемый способ разбивочных работ в строительстве и т.д.
При организации учебного процесса имеется специально оборудованная аудитория, оснащённая специальными средствами обучения (стендами, плакатами), приспособленная и для деятельности студентов, и для преподавателей. Средства обучения являются источником знаний, работа с ними помогает овладеть простейшими методами научных исследований.
Ханмагомедов Х.Л. подчеркнул необходимость более широкого использования современного геодезического оборудования в процессе обучения студентов по направлению «Землеустройство и кадастры». Необходимо поэтапное внедрение геодезических приборов по принципу “от простого к сложному”. Студентами исследуется последовательность изучения оборудования, начиная от аудиторных занятий и с дальнейшим переходом к практическим работам в полевых условиях. Анализируется необходимость изучения аналоговых геодезических приборов как фундаментальная основа, на которой должно базироваться геодезическое образование.
Докладчиком были представлены рекомендации по повышению качества образовательного процесса в современных условиях.
В онлайн-обсуждении доклада приняли участие кандидат технических наук Муртузов Муртуз Магомедович, кандидат технических наук Акаев Абдулджафар Имамусейнович, канд. с.-х. кандидат наук, доцент Омаров Шамил Курбанмагомедович, кандидат технических наук, доцент Мантуров Загир Абдулнасирович канд. с.-х. кандидат наук Алиярова Шабисен Тажидиновна, Айламматова Дагмара Айламатовна, Хазамов Гаджи Омарович.
Выступавшими отмечена актуальность рассматриваемых вопросов, сложность и многогранность проблем повышения качества преподавания геодезо-географических дисциплин.