НАУЧНЫЙ СЕМИНАР КАФЕДРЫ «МАРКЕТИНГ И КОММЕРЦИЯ» НА ТЕМУ «ТРЕНДЫ БУДУЩЕГО И НОВЫЕ МОДЕЛИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА»
9 декабря 2022 года на кафедре «Маркетинг и коммерция» состоялся научный онлайн-семинар на тему «Тренды будущего и новые модели ведения бизнеса». С докладом выступила старший преподаватель кафедры Атаева Таибат Амирахмедовна.
Актуальность и важность изучения бизнес-трендов на предстоящий период обусловлена тем, что 2022 год внёс глобальные изменения в экономику нашей страны, в положение государства и всего мира. Наступили кризисные времена. Однако это не значит, что об открытии своего бизнеса можно забыть. Сейчас самое время. Кризис может стать отправной точкой для создания и развития своего дела.
До событий 2022 года зарубежные производители занимали лидирующие позиции во всех сферах бизнеса: рестораны быстрого питания, одежда, обувь, автомобили, кофейни, продукты питания, разработчики программного обеспечения и множество других.
Атаева Т.А. отметила, что российский бизнес итак пострадавший от пандемии, в 2022 году столкнулся с новыми трудностями ввиду введения санкций странами европейского союза: пострадали логистические связи, торговые партнёрства. Уход с рынка крупных его игроков открыл возможности для начинающих предпринимателей показать на что они способны, а государство при этом предоставляет различные преференции для поддержки молодых предпринимателей.
В обсуждении доклада приняли участие зам. зав. кафедрой «Маркетинг и коммерция» Атаева Аида Уллубиевна, д.э.н. Баширов Халид Гаджиевич, к.э.н., доцент Акимова Разида Алихановна, к.э.н., доцент Газалиева Написат Имангазалиевна, к.э.н., доцент Исмаилова Фатима Нурудиновна, к.т.н., доцент Мустафаева Каният Камаловна, к.э.н., доцент Мурадова Зарема Рамазановна, к.э.н., доцент Хасбулатова Барият Меджидовна, старшие преподаватели кафедры Амирханова Асият Макашариповна, Мамаева Асият Мамаевна, Шахшаева Лиана Магомедовна, Шахшаева Аммия Магомедовна, преподаватели кафедры Загирова Мадина Славиковна, Рамазанова Марина Шайдаевна.
Перспективными трендами ведения бизнеса были определены следующие:
- Цифровая трансформация с дальнейшим развитием нейросетей, искусственного интеллекта, интернета вещей, а также виртуальной и дополненной реальности, блокчейна и других трансформационных цифровых технологий.
- Общий экономический спад и инфляция, заставляющие задумываться над оптимизацией цепочек поставок, вместе с составлением карты логистических цепочек компании, что позволит оценить реальные риски и найти потенциальные решения, вплоть до смены поставщиков или разработки собственной альтернативы их продуктам.
- Устойчивость компании очень важна, так как потребители и инвесторы склонны выбирать экологически и социально ответственные компании.
- В 2023 не менее важное значение приобретёт и клиентский опыт. Вместе с ценой и качеством продукта это влияет не только на то, что выбирает покупатель, но и как он это делает и что при этом переживает. Всё просто: если кроме товара подарить клиенту ещё и удовольствие от процесса, он вернётся снова.
- Пересмотр подхода к управлению персоналом и найму сотрудников с предложением людям гибридной работы, постоянные возможности для роста, гибкость и разнообразные, ориентированные на ценности рабочие места.
Выступавшими и обсуждающими была отмечена актуальность рассматриваемых вопросов, сложность и многогранность проблем, стоящими перед российским бизнес-сообществом. По мнению участников семинара, наиболее важными направлениями приложения усилий становится занятие освободившихся рыночных ниш и предложение конкурентоспособного продукта (товара или услуги).
По итогам научного семинара было рекомендовано опубликовать результаты проведенного исследования Атаева Т.А. – статью «Тренды развития российского бизнеса в современных политических и экономических реалиях» и статью Шахшаевой Л.М. – «Пути расширения фулфилмент в торговой сети в современных рыночных условиях» — в периодической печати.