16 марта 2024 года в 12:00, в НИИ Региональных проблем информатизации совместно с кафедрой «Инженерных дисциплин» состоялся научный семинар
С докладом выступила кандидат технических наук, доцент кафедры Курбанова Зухра Адамовна.
Докладчик отметила, что в настоящее время вопросы устойчивого развития территорий вокруг аэропортов являются актуальными как во всем мире, так и в России. Вокруг крупных аэропортов происходит интенсивное развитие урбанизированных территорий, что приводит к возникновению проблем, связанных с их развитием. В 2017 году произошли кардинальные изменения в российском законодательстве по установлению, развитию и использованию приаэродромных территорий (ПАТ): приаэродромная территория была отнесена к зонам с особыми условиями использования территорий, что требует обязательного учета в документах градостроительного проектирования; она должна отображаться в схеме территориального планирования субъектов РФ и сведения об ограничениях в ПАТ подлежат внесению в ЕГРН. Впервые в ее составе были установлены семь подзон, имеющие целый ряд специальных ограничений.
Задачи, решаемые при установлении ПАТ – это обеспечение безопасности полётов воздушных судов; перспективное развитие аэропорта; исключение негативного воздействия оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
Далее докладчик подробно остановилась на особенностях установления приаэродромной территории вокруг аэропорта Махачкала (Уйташ). В 2023 г. Приказом Федерального агентства воздушного транспорта установлена приаэродромная территория аэропорта «Махачкала (Уйташ) путем наложения границ шести подзон. Докладчиком подробно была дана характеристика подзон и особенности их использования и застройки.
В конце своего выступления было отмечено, что развитие приаэродромных территорий осуществляется часто без продуманной стратегии и носит стремительный характер, на практике это приводит к нежелательным и даже опасным последствиям: потере качества городской среды, неустойчивости функционирования всех элементов системы, неэффективности использования территориального ресурса, деградации природно-экологического каркаса.
Для устойчивого развития территорий вокруг аэропортов и для решения существующих проблем целесообразно седьмую подзону выделить в отдельную зону с особыми условиями использования. С учетом индивидуальных особенностей территориального расположения аэродромов и населенных пунктов вокруг них, закрепить законодательно приоритет интересов городского развития над интересами развития аэродромов и наделить субъекты правом самостоятельного готовить проекты установления данной зоны.
В обсуждении доклада приняли участие доцент кафедры, кандидат сельскохозяйственных наук Мансуров Нажмудин Мансурович, старший преподаватель кафедры Абдуллаев Абдулла Рафикович, к.т.н., доцент кафедры Муртузов Муртуз Магомедович, профессор, доктор технических наук, доцент кафедры Акаев Джафар Гусейнович, Хазамов Гаджи Омарович старший преподаватель и другие.