17 февраля 2024 года в Бизнес-колледже была организована встреча по профилактике экстремизма со студентами 2 курса, 3 группы отделения «Коммерция (по отраслям)»

Дата публикации:24 февраля 2024

Выступила Амирова Саида Алиевна, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет-2» на тему «Профилактика экстремизма в молодежной среде».

Докладчик обозначил актуальность исследования; раскрыл понятие «экстремизм»; отметил наиболее распространенные проявления экстремизма, цели и задачи деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде; рассмотрел причины роста экстремистского поведения молодежи и привел рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодёжной среде.

Экстремизм — (лат. extremus — крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Экстремизм, в дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т.п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового.

Распространение молодежного экстремизма — одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям. В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15–25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера. По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет. Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых.

На современном этапе развития российского общества наиболее распространенными проявлениями экстремизма являются:

— создание общественных объединений, в идейной основе которых лежат радикальные взгляды, проведение ими несанкционированных общественно-политических акций, попытки участия лидеров и участников экстремистских организаций в выборах органов власти различных уровней;
— распространение печатной, аудио- и видеопродукции, разжигающей социальную, национальную и религиозную вражду;
— деструктивная деятельность радикальных структур, направленная на разжигание национальной и религиозной нетерпимости к людям иной веры;
— вовлечение молодежи в неформальные объединения радикальной направленности и использование их для достижения определенных экстремистских целей;
— совершение тяжких и особо тяжких преступлений с целью разжигания социальной, национальной вражды.

Целями и задачами деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде являются:

— создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде молодёжи;
— создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
— создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодёжи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
— развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи;
— развитие позитивных молодёжных субкультур, общественных объединений, движений, групп;
— создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодёжи.

При организации системной работы по профилактике молодёжного экстремизма помимо непосредственной, прямой профилактики – необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на методы и формы работы, затрагивающие и среду, и личность. Главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет.

Важно отметить, что необходимо большее внимание детям и подросткам по двум причинам:

1. Агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то, может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно, чем скорее начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни;
2. Серьёзные формы насилия распространённые среди подростков причиняют вред большему количеству людей.

Большая доля актов насилия и нетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за её пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и завязывают социальные отношения. Поэтому школы, ВУЗы, и центры дополнительного образования — это «горячие точки» агрессии, и в тоже время они выступают в качестве арены осуществления антинасильственных программ. Такие программы со всей очевидностью показывают, что для борьбы с агрессией в общеобразовательных учреждениях требуется сочетание целого ряда методов.

В общеобразовательных учреждениях должна быть сформирована такая атмосфера, в которой:

1. учителя и ученики признают акты жестокости, насилия и агрессии, относясь к ним со всей серьёзностью, не считая их чем-то незначительным;
2. случаи насилия и агрессии систематически отслеживаются;
3. демонстрация жестокости единодушно отвергается учениками как недопустимая.

Помимо активных мер по обеспечению физической безопасности подростков и молодёжи не стоит забывать и о духовном просвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.

Важность формирования толерантных отношений у молодёжи обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным.

В завершении Амирова С.А. сформировала вывод о том, что только толерантное отношение друг к другу поможет нам стать дружными, способными ставить себя на место другого человека. И это помогает подрастающей молодежи выходить из экстремальных ситуаций посредством выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.