26 декабря 2023 года на кафедре «Финансы и кредит» состоялся научный семинар
26 декабря 2023 года на кафедре «Финансы и кредит» состоялся научный семинар, где обсуждались следующие доклады:
1. С докладом на тему: «Рынок ПФИ – ожидание и действительность» выступила к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Мусаева С. М.
В докладе Мусаевой С.М. был рассмотрено современное состояние российского рынка производных финансовых инструментов, который все еще не отошел после потрясений, полученных за последние, почти два года. Рынок, архитектура которого отвечала запросам иностранных участников и который базировался на иностранных технологиях, в одночасье лишился и инфраструктуры, и львиной доли капиталооборота. Санкции недружественных государств ограничили доступ на российский ПФИ нерезидентов, на которых приходилась большая часть заключаемых контрактов, и которые, по сути, являлись носителями конечного финансового риска. Образовалась своеобразная брешь, которую на данный момент не в силах заполнить субъекты российского ПФИ. Однако, грамотные и своевременные действия законников у руководства биржи предотвратили крах рынка деривативов. Сравнительный анализ существующей тенденции на рынке показал некоторую активность и небольшой, но стабильный рост по процентным и валютным деривативам. По товарным инструментам ситуация продолжает оставаться сложной, а некоторые виды контрактов вообще показывают нулевую активность. Тем не менее, можно констатировать, что российский ПФИ не только выжил, но и развивается, несмотря на неблагоприятные условия, в которых ему приходится функционировать.
В прениях выступили: к.э.н., доцент Алиева З.Б. и гость научного семинара, директор Научно-исследовательского института управления, экономики, политики и социологии д.э.н., профессор Абдулманапов С.Г.
Алиева З.Б., к.э.н., доцент отметила актуальность темы исследования, и взаимосвязь с другими процессами в финансовом мире. Важность рынка ПФИ сложно переоценить, так как он обслуживает запросы экономических субъектов рынка, в частности, в наполнении финансового рынка валютой дружественных стран. Большую долю рынка занимают операции с юанями. Вместе с тем эти процессы идут в контексте с общей финансовой политикой, проводимой Центральным Банком и Министерством финансов РФ, которая направлена на дедолларизацию экономики в целом. Однако, надо понимать, что потребность в инструментах хеджирования рисков валют недружественных стран продолжает и будет продолжать оставаться высокой. Поэтому, эти два разнонаправленных процесса, скорее всего, будут проходить параллельно, что в будущем определит уникальность вектора развития российского рынка ПФИ. Это то, что будет отличать российский рынок деривативов от его аналогов на западе и станет основой его новой архитектуры.
Абдулманапов С.Г., д.э.н., профессор отметил, что восстановление рынка деривативов в новых условиях – непростая задача, требующая решения ряда вопросов. Многие из аспектов, рассмотренных в докладе были актуальными еще до начала СВО, остаются актуальными и сейчас. Появление на российском рынке активных иностранных участников, которые могли бы заменить ушедших нерезидентов, в среднесрочной перспективе маловероятно. Определение подходов к управлению рыночным риском, поиск новых контрагентов, «расторговывание» новых рыночных индикаторов и прочее – эти задачи ложатся на плечи исключительно внутренних российских участников. Нужно как можно активнее использовать внутренние ресурсы роста, все больше вовлекать в эти процессы российский средний класс. Повышенная активность в финансовом секторе будет способствовать, в свою очередь, росту экономики в целом. При этом спрос на деривативные инструменты постепенно будет расти по мере вовлечения большего количества контрагентов в процесс взвешенного управления и принятия рисков.
2. С докладом на тему «Особенности развития социальной политики в современной России» выступила к.э.н., доцент Тажудинова Д.А.
Доклад Тажудиновой Д.А. был посвящен рассмотрению актуальных направлений развития бюджетной политики нашей страны в современных условиях.
Было отмечено, что на сегодняшний день, одной из основных задач российского правительства является повышение качества жизни граждан и обеспечение социальной справедливости.
Социальная защита является одной из важнейших составляющих государственной политики России. В современных реалиях становится все более актуальным вопрос о будущем социальной защиты в стране
Проведенное исследование отражает авторскую точку зрения на происходящие события в экономической сфере.
Автором было отмечено, в 2024 году ожидаются изменения, направленные на обеспечение устойчивого финансирования социальных программ. Большое внимание будет уделено оптимизации расходов и поиску дополнительных источников финансирования.
В рамках реформы планируется увеличение размеров социальных пособий. Так, минимальный размер пособия по безработице будет увеличен, что позволит обеспечить гражданам стабильный доход в период временной работы.
Также планируется пересмотреть размеры пособий по уходу за детьми и инвалидами. Повышение этих пособий будет способствовать улучшению уровня жизни семей с детьми и позволит обеспечить лучшие условия ухода за инвалидами.
Кроме того, планируется сократить список условий, которые необходимо выполнить для получения социальных пособий. Это сделает процесс получения пособий более простым и удобным для граждан.
В обсуждение доклада Тажудиновой Д.А. приняли активное участие: к.э.н. доцент кафедры «Финансы и кредит» Кутаева Р.А., к.э.н. доцент кафедры «Финансы и кредит» Халимбекова А.М., к.э.н. доцент кафедры «Финансы и кредит» Магомедова П.А., которые отметили, что докладчик затронул актуальные проблемы социальной-экономической политики Российской Федерации. Тажудиновой Д.А. было отмечено, что в 2020 году большинство стран, как развитых, так и развивающихся осуществляло дополнительные государственные расходы на борьбу с пандемией COVID-19 и ее экономическими последствиями (подробнее в докладе «Бюджетная политика: новый поворот»), причем достаточно значительная их часть была направлена на реализацию мер социальной политики. В 2020 году доля социальных расходов по отношению к ВВП в среднем по странам ОЭСР поднялась до 23% по сравнению с 19% в 2019-м. В 2021–2022 годах началась бюджетная консолидация – страны сокращали бюджетные расходы, возвращаясь к предпандемическим уровням. Однако на сегодняшний день расходы остаются выше уровня 2019 года – доля социальных расходов в ВВП за 2022-й занимает 21%. Большая часть мер, связанных непосредственно с поддержкой в условиях пандемии COVID-19, закончила действие в 2022 году, но несколько поменялась структура расходов – ряд введенных социальных мер продолжает работать.
3. С докладом на тему «Особенности проектного подхода в финансировании социальной сферы региона» выступила к.э.н., доцент Магомедова П.Н.
Доклад Магомедовой П.Н. был посвящен актуальной проблематике развития проектного финансирования в российской экономике, а также проанализированы методы проектного финансирования и показаны возможные перспективы его развития в регионе.
Было отмечено, что в современных условиях хозяйствования, связанных с наличием многочисленных социальных проблем, финансовых трудностей в социальной сфере, введением экономических санкций в отдельных секторах российской экономики, весьма актуальным и своевременным видится введение в практику программно-целевого и проектного подходов в финансировании социальных проектов. На сегодняшний день социальные проекты стали
одним из главных инструментов в решении многих важных социальных проблем как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В обсуждении доклада Магомедовой П.Н. приняли активное участие: к.э.н. доцент кафедры «Финансы и кредит» Мусакаев Ш.А., старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», Алиева З.Б., к.э.н. доцент кафедры «Финансы и кредит» Магомедова П.А., которые отметили, что для Республики Дагестан реализация социальных проектов, является особой формой решения социальных проблем. Безусловно, реализация любого проекта связана с затратами.
Эффективность реализации любого проекта зависит от финансирования. Даже если исполнителями проекта будут добровольцы, все равно будут транспортные, организационные и прочие расходы, которые требуют финансовых затрат. Так, в 2019 году отделениями социального обслуживания на дому были предоставлены услуги 34 432 гражданам пожилого возраста и инвалидам,
отделениями срочного социального обслуживания предоставлены услуги 130 600 гражданам.
Зачастую социальные проекты строятся на смешанном финансировании. На практике НКО реализуют проекты социального характера, финансирование которых складывается из смешанных ресурсов (фандрайзинг). Если выделить базовые принципы финансирования социальных проектов, то особого внимания заслуживают такие, как субсидиарность, то есть принцип, характеризующий ответственность за реализацию социального проекта; приоритетное решение
важных социальных задач; активизация внебюджетных источников финансирования социальных проектов; повышенная значимость социального страхования в решении социальных проблем.
Семинар прошёл в формате научной дискуссии, доклады вызвали живой интерес. Присутствующие задавали интересующие их вопросы. Семинар завершился обсуждением рассматриваемых вопросов.