27 января 2024 года в НИИ Региональных проблем информатизации состоялся научный семинар на тему: «Проблемы цифровой реальности в современной школе»
27 января 2024 года в 12:00, в НИИ Региональных проблем информатизации совместно с кафедрой «Информационные технологии и информационная безопасность» состоялся научный семинар на тему: «Проблемы цифровой реальности в современной школе».
С докладом выступил старший преподаватель кафедры «Ин-формационные технологии и информационная безопасность» Эмирбеков Эльдар Меликович.
Докладчик отметил, что на протяжении всего 30-летнего периода процесс ин-форматизации происходил экстенсивным образом: накопление цифровых техноло-гий и гаджетов, пропаганда цифровых технологий среди учителей с целью расши-рить использование ими новых информационных подходов. Трудно назвать этот подход удачным, т.к., несмотря на существенное накопление опыта и технологий, школа не слишком радикально продвинулась в использовании новых технологий, незначительная часть учителей умеет эффективно использовать цифровые инстру-менты. Основанием такой цифровой сдержанности учителей является не их неспо-собность к новому, а противодействие административному нажиму, отсутствие очевидных преимуществ цифровых технологий в решении поставленных учителям задач.
За 30 лет сложилась относительно взаимовыгодная для участников практика противостояния:
• чиновники определяют благопристойные формальные показатели успешности вложения средств;
• учителя в логике итальянской забастовки минимизируют свои трудозатраты;
• учителя ссылаются на неработоспособность внедренных решений;
• чиновники делают строгое лицо, но в меру, чтобы без угрозы своим же решениям.
Самым важным для приоритетного проекта Цифровая школа является новый угол зрения на задачи проекта. Экстенсивный подход в простом донасыщении школы цифровыми технологиями, даже на фоне низкого уровня их освоения, потерял актуальность. В отличие от эпохи начала процесса информатизации, отсутствует психологический барьер перед компьютером. Ссылки на «старые кадры» лукавы – это повод для оправданий, а не основание для провала проектов.
Важно принять во внимание, что образование (как процесс познания мира и своего места в нем) опирается на процесс личной переработки информации. Насы-щенность информации и спектр способов ее переработки определяет сложность и масштаб задач, стоящих перед человеком. Никогда раньше информация не была столь доступна и никогда раньше не было того множества способов ее переработки, как сейчас. В этих условиях предельно странно и удивительно пытаться искать ре-шение проблем образования в старых формах и способах. Это нельзя объяснить ничем, кроме страха перед необходимостью глобального пересмотра всей логики системы образования.
Докладчиком были представлены рекомендации по использованию главного преимущества цифровых технологии в большинстве применений– гибкой логисти-ки. Яркой иллюстрацией логистических способностей цифровых технологий явля-ются кардинальная перестройка служб такси, расцвет интернет-торговли, интернет–банкинг. Эту способность цифровых технологий в образовании можно использо-вать для новой «логистики знаний»– обеспечение возможности построения индиви-дуальных образовательных траекторий в условиях изобилия информации, в проти-вовес традиционным единым образовательным программам в условиях ограничен-ности доступа к информации.
Если обеспечить удобный и простой выбор курсов, преподавателей, направ-лений обучения и индивидуальной поддержки, то на первое место в перечне про-блем образования станет образовательный запрос. В нашей культуре единых про-грамм нет места для такого запроса. Чтобы не быть слишком категоричным, сфера наиболее вероятного запроса сильно ограничена. Как правило, выбором профиля обучения либо выбором «кружков»– дополнительного обучения.
Культура образовательного запроса может вырасти только в условиях регу-лярного выбора, постепенно усложняющегося по содержанию и условиям. Мы при-выкли к инфантильной роли обучающегося в отношении формирования образова-тельной программы. Разные запросы должны быть равноправны в обеспечении си-стемой образования, но ответственность за выбор нужно возлагать на выбирающего:
• в том числе, в традиционной форме, даже «советской», поскольку такой запрос в обществе есть;
• в том числе, в любой супермодерновой.
Такая постановка задачи влечет сложную «логистику знаний»: индивидуаль-ное пожизненное насыщение своей картины мира в разных формах, способах, ис-точниках информации и его трактовках. Именно так важно ставить задачу: Цифровая школа как новый образовательный институт «личная школа», основанная на цифровой логистике знаний.
Это требует идеологической, нормативной, технологической и управленче-ской перестройки системы образования.
В обсуждении доклада приняли участие кандидат педагогических наук, про-ректор по цифровой трансформации Гасанова Зарема Ахмедовна, доктор эконо-мических наук Савзиханова Сабитна Эминовна, кандидат технических наук, Ака-ев Абдулджафар Имамусейнович, ст.преподаватель Абдуллаев Абдулла Рафикович и др.
Выступавшими отмечена актуальность рассматриваемого вопроса. Одна из серьезных проблем современной российской школы – растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Конкурентность цифровых инструментов должна быть обеспечена наличием у образовательных организаций бюджета на приобретение тех продуктов, которые удобны им. Должны быть типовые решения для массового использования теми образователь-ными организациями, которые не готовы самостоятельно выбирать технические решения.
Главной сложностью применения цифровых технологий в школе является не-достаток кадров, обеспечивающих разворачивание и эксплуатацию цифровых тех-нологий. Для облегчения этих задач целесообразно сформировать централизован-ные службы, формирующие единую инструментальную основу, в том числе лиц, обеспечивающих системную поддержку работы инфраструктуры удаленно по сети. В этом случае достаточно разворачивать в школе более простую службу техниче-ской поддержки пользователей.
Если сделать акцент на модели BYOD (bring your own device– работай на сво-ем собственном устройстве) и за основу взять современные планшеты, то поддержка сведется к поддержке инфраструктуры: принтеры, проекторы, сеть, устройства беспроводного подключения.
Для оптимизации технологических задач нужно обеспечить стандартизацию моделей цифрового обеспечения школы. Каталог единой решетки технического обеспечения создает общий язык для поддержки и технологического развития школ, позволяет упростить логистику их цифрового развития с уровня на уровень.
Для мониторинга постоянно обновляемого программного обеспечения нужно сформировать межшкольные методические объединения учителей и подготовить для них сетевой ресурс совместного ведения, чтобы он стал местом концентрации их открытий, опыта, обсуждения мнений.