30 апреля 2024 года прошло очередное заседание в рамках Научного студенческого кружка под руководством к.ф.н., доцента кафедры английского и русского языков Гаджиевой Н.А.

Дата публикации:15 мая 2024

С докладом на тему «Культура и коммуникация. Понятия «общение» и «комуникация». Структура коммуникативного акта» выступила студентка 1 курса 2 группы Юридического факультета, Абдуллатипова Мадина Гасановна.

В своем докладе Абдуллатипова М.Г. сообщила, что в жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др. Наиболее активно процессы общения начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Существует точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь в обоих случаях несмотря на внешние различия основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия.

Состоялась весьма интересная дискуссия между участниками научного кружка, каждый приводил свою точку зрения, что привело к такому заключению, что понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком).