29 декабря 2023 года в 11:00, на кафедре естественнонаучных дисциплин состоялся научный семинар

Дата публикации:31 декабря 2023

С докладом выступили кандидаты педагогических наук, доцент кафедры Инусова Халимат Магомедовна, Джалалов Рафаэль Казиханович, Магомедов Магомедзапир Рабаданович, старший преподаватель Шамхалова Наида Курбановна и Исмаилова Асият Масхудовна.

Докладчиками были представлены работы над следующими статьями:

1. «Методика использования технологии проблемного обучения на уроках физики».

Проблемное обучение — это вид обучения, при котором активируется самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую деятельность, формируют творческое мышление. Обучающий выполняет функцию направляющего, степень его участия зависит от сложности материала, подготовленности и уровня развития обучающихся. Такое обучение позволяет постепенно вырабатывать внимание к объекту обучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности. Проблемное обучение нельзя представить, как непрерывную цепь самостоятельных “открытий” обучающимися новых законов, явлений. Оно предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности студентов по усвоению системы научных понятий и методов исследования, способов логического мышления. При проблемном обучении не исключается объяснение преподавателя и решение студентами тренировочных задач и упражнений для выработки необходимых умений и навыков. Проблемное обучение, как и любой другой метод преподавания, не универсально, однако оно представляет собой важную составную часть современной системы обучения.

2. «Использование экологического образования в процессе обучения физики»

Изучение физических аспектов экологических знаний ведет к углублению и расширению знаний учащихся по физике, повышению их интереса к предмету, развивает у них ряд природоохранительных умений, убеждает в жизненно важном значении экологических знаний и умений, формирует в их сознании научную картину целостности природы, способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их. Введение элементов экологии в учебный процесс по физике помогает усилению: идейно-политического, мировоззренческого содержания курса, его политехнической, трудовой направленности с целью более эффективной подготовки студентов к участию в народном хозяйстве, причем в любой его сфере, так как экологические знания и умения носят всеобщий характер, они необходимы всем, независимо от специальности.

Доцент Джалалов Р.К. в своем докладе говорил о том, что обучение студентов вуза информационным технологиям неразрывно связано с изучением элементной базы персонального компьютера (ПК). Поэтому важно установление межпредметных связей между физикой и информатикой. Это помогает глубокому пониманию процессов, происходящих в устройствах, составляющих ПК. В докладе было проанализировано, изучение каких физических явлений способствует системному пониманию процессов обработки, считывания, сохранения и вывода информации. Показана связь этих явлений с принципом работы устройств, входящих в состав ПК.

Старший преподаватель кафедры ЕНД Исмаилова Асият Масхудовна выступила с докладом «Использование ИКТ технологий при изучении физики», где раскрыла актуальность использования компьютерных технологий на занятиях при выполнении лабораторных и практических работ. Предложила смоделировать и разработать модели изучения физических явлений и понятий, использовать онлайн презентации на лекциях. Представлена электронная форма тестирования по физике по промежуточной аттестации студентов.

В обсуждении доклада приняли участие кандидат химических наук Умарова Юлдуз Абдулкадировна, кандидат химических наук Фаталиев Малик Бедалович.

Выступавшими отмечена актуальность рассматриваемых вопросов, сложность и многогранность проблем.

По итогам научного семинара было рекомендовано опубликовать результаты проведенного исследования следующих выше выступивших преподавателей в периодической печати.