История университета
ДГУНХ – региональное высшее учебное заведение, организованное Постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 19 февраля 1991 г. № 19. Полномочия учредителя с 2011 г. выполняет Министерство финансов Республики Дагестан. Все имущество находится в собственности Республики Дагестан и в оперативном управлении вуза, земельные участки являются собственностью Республики Дагестан и находятся в постоянном (бессрочном) пользовании вуза. За прошедшие 30 лет организован и построен новый, современный университет. За эти годы ДГУНХ выпустил около 30 тыс. специалистов для народного хозяйства страны. На 6 факультетах и в 3 колледжах ДГУНХ обучаются около 7000 студентов (из них около 2500 – в колледжах по программам среднего профессионального образования) и работают 790 сотрудников, из которых 525 – профессорско-преподавательский состав. Остепененность профессорско-преподавательского состава вуза составляет около 80%. На бюджетной основе в ДГУНХ с 2010 года обучаются 2000 студентов высшего образования и 2075 студентов среднего профессионального образования.
В университете более 50 % контингента обучающихся — студенты из горных и предгорных районов РД и других регионов страны. ДГУНХ располагает комфортными общежитиями на 1000 мест для иногородних студентов. Вуз, кроме учебного, выполняет еще и функции социального лифта.
В ДГУНХ реализует 3 уровня образования –среднее профессиональное, высшее, дополнительное образование и представляет собой мощный учебный комплекс непрерывного образования.
В Университете была проделана большая работа по созданию и развитию инновационной инфраструктуры. Созданы новые инфраструктурные подразделения ДГУНХ, внедряющие инновации в процесс обучения, среди которых более 60 учебных лабораторий и центров. В вузе успешно функционируют три НИИ, где идет активная научно-исследовательская работа.
За последние годы научно-педагогические работники ДГУНХ стали обладателями грантов Главы Республики Дагестан, Российского фонда фундаментальных исследований и других научных фондов. Тематика проектов напрямую связана с выработкой рекомендаций для дальнейшего социально-экономического развития региона.
Научно-педагогические работники вуза принимают активное участие в качестве экспертов при разработке стратегических и программных документов Республики Дагестан, региональных, приоритетных и муниципальных проектов. Высшая оценка деятельности – когда результаты научных исследований и разработок находят практическое применение и приносят пользу обществу.
Студенты вуза также активно участвуют в научно-исследовательской деятельности вуза. Набирает обороты Студенческое научное общество ДГУНХ, ребята побеждают в различных конкурсах и олимпиадах, что поднимает рейтинг вуза и также повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
В ДГУНХ в последнее десятилетие активно внедряются цифровые технологии в процессы управления и обучения. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) вуза создана на базе СДО «Прометей», в нее интегрированы самые крупные в стране электронные библиотечные системы «Университетская библиотека Онлайн» и «ЭБС Юрайт», модуль просмотра успеваемости, загрузки и оценивания письменных работ, полноценная система видеоконференцсвязи, тестирования и другие модули. ЭИОС университета позволяет вести образовательный процесс и поддерживать контактную работу преподавателей и обучающихся на должном высоком уровне, проводить лекционные и практические занятия, лабораторные работы, обеспечивать студентов учебными и методическими материалами, а также проводить все необходимые контрольные и итоговые мероприятия.
В период пандемии новой коронавирусной инфекции при реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, дополнительных образовательных программ, при приеме документов в вуз от абитуриентов контактная работа обучающихся, педагогических работников, абитуриентов, работников приемной комиссии ДГУНХ была организована исключительно в электронной информационно-образовательной среде университета.
С 2008 года обучение в ДГУНХ построено по принципу балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Весь учебный процесс в университете с момента обращения абитуриента до выдачи выпускникам документа об образовании сопровождается автоматизированной системой управления (АСУ) учебным процессом «Спрут» собственной конфигурации, которая включает в себя модули: приемная комиссия, кадровая информация по ППС, кадровая информация по студентам, портфолио студента с прикреплением всех работ студента, составление расписания, сопровождение учебного процесса и учет успеваемости, балльно-рейтинговая система, тестирование, библиотека с возможностью ведения электронного каталога и приема-выдачи книг студентам и преподавателям, экспорт-импорт данных с ФИС ЕГЭ и приема, удаленный просмотр успеваемости с веб-сайта университета, печать документов об образовании и приложений к ним, а также интеграция с Федеральным реестром документов об образовании (ФРДО). Все письменные работы обучающихся проверяются в электронной системе «Антиплагиат» и сохраняются в электронно-информационной образовательной среде ДГУНХ.
Все три кампуса вуза (ул. Джамалутдина Атаева д. 5, Али-Гаджи Акушинского д. 20, Али-Гаджи Акушинского д. 20а) и корпуса в них (12 учебных корпусов и 4 здания общежитий) соединены в единую корпоративную сеть, доступ в которую имеется со всех структурных подразделений и учебных аудиторий (300 аудиторий, большинство из них оснащено мультимедийной техникой). Также в ней развернута проводная и беспроводная сеть Интернет, защищенная внутренними фильтрами от нежелательного контента, а также цифровая система видеонаблюдения.
Для улучшения качества образовательного процесса с 2010 г. в университете внедрена рейтинговая система оценки профессорско-преподавательского состава (ППС) по результатам работы за семестр. С введением этой системы рейтинговой оценки ППС в вузе резко увеличилась мотивация преподавателей к более качественному и результативному труду, что сказалось и на общих результатах работы университета в целом. Внедрение такой системы стимулирования явилось важным подспорьем по переходу с 2015 года на эффективный контракт.
Кафедры активно внедряют в учебный процесс различные современные технологии обучения студентов: исследовательские задания на период производственной практики, задания творческого характера; лабораторные занятия и практикумы, семинары-конференции, коллективный метод обучения, тренинги по методике игротехники, деловые игры, также используются специальные компьютерные обучающие программы, экономические тренажеры и симуляторы. Во всех аудиториях университета и компьютерных классах (53 компьютерных класса) установлена проекционная и мультимедийная аппаратура, подключенная к Интернету и внутрикорпоративной сети университета. На занятиях преподавателями активно используются интерактивные и мультимедийные технологии — учебные видеофильмы, презентации, электронные курсы, тренинги, игры, которые способствуют более лучшему усвоению основных дидактических единиц дисциплины, так как обеспечивается наглядное представление материала из различных источников, задействующих различные органы чувств обучающегося. Текущий контроль усвоения лекционного материала проводится через систему рейтингового контроля, осуществляемую при проведении коллоквиумов, контрольных работ и тестирования, а также итоговых форм контроля (зачетов и экзаменов).
Библиотека ДГУНХ ежегодно пополняется самыми новыми печатными изданиями по всем направлениям учебной деятельности и научных исследований университета, насчитывает свыше 650 тыс. экземпляров учебной и научной литературы. Помимо этого, ДГУНХ первым в Дагестане подключился к двум самым крупным электронно-библиотечным системам России: «Книгафонд» и «Университетская библиотека ONLINE», насчитывающим около двухсот тысяч наименований учебной, научной литературы и периодических изданий, круглосуточный персональный доступ к которым имеется у каждого студента и сотрудника ДГУНХ.
ДГУНХ первым в Дагестане с 2008 года стал использовать систему «Антиплагиат-ВУЗ» для проверки всех выпускных квалификационных работ, научных статей, учебно-методических изданий, монографий, кандидатских и докторских диссертаций, написанных нашими студентами и преподавателями.
В ДГУНХ созданы подразделения по работе с молодежью, по организации и поддержке студенческого самоуправления: комитет по делам молодежи, молодежный центр, совет студенческого самоуправления, студенческий спортклуб, позволяющие эффективно вовлекать молодежь во внеурочную деятельность по интересам.
ДГУНХ активно участвует в социально-экономической жизни республики. На базе университета Правительством Республики Дагестан открыты единственная на Северном Кавказе Школа бизнеса, Яндекс.Лицей, Центр компетенций по проектной деятельности, Республиканский центр по выявлению и развитию таланта обучающихся, Научно-методический Центр по противодействию коррупции, Научно-методический центр в сфере земельно-имущественных отношений, Фабрика процессов по бережливому производству, рассматривается проект создания Корпоративного университета. Многие научно-педагогические работники вуза являются экспертами, членами комиссий и общественных советов республиканских и федеральных органов исполнительной власти.
ДГУНХ постоянно контактирует с ведущими российскими вузами страны – МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС при Президенте РФ, ФУ при Правительстве РФ, МГТУ им. Баумана, РГЭУ им. Плеханова, ГУУ, СПГЭУ, СПГПУ им Петра Великого, УРФУ, ЮФУ, СКФУ, ПГУ и т.д. Регулярно приглашаются профессора этих вузов на проведение в ДГУНХ мастер-классов и семинаров для профессорско-преподавательского состава, работники ДГУНХ направляются к ним на повышение квалификации, участвуют в совместных конференциях и семинарах. ДГУНХ активно использует в учебном процессе электронные образовательные ресурсы ведущих вузов страны на принципах смешанного обучения. Такое тесное общение с ведущими вузами страны и мира позволят повышать качество научно-образовательной деятельности в региональном вузе и способствовало открытию в ДГУНХ в 2018 году новой модульной образовательной программы для бакалавров с участием педагогов из ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга, которая была представлена министру образования и науки РФ О.Ю. Васильевой 22 ноября 2017 г. и получила одобрение.
С 2017 г. в ДГУНХ проводится усиленная подготовка желающих и способных, мотивированных студентов к участию в самой престижной Всероссийской студенческой олимпиаде «Я — профессионал», призеры и победители которой получают возможность поступления в магистратуры всех ведущих вузов страны, проходят стажировки и включаются в кадровые резервы всех крупных российских предприятий и корпораций, награждаются денежными призами от 300 до 500 тысяч рублей. Такая усиленная практико-ориентированная подготовка наших студентов старших курсов позволяет не только повысить знания, умения и навыки студентов, но и успешно сдать выпускникам Федеральный бакалаврский экзамен на высоком уровне, что также повышает конкурентоспособность выпускников и предоставляет им возможность поступления в лучшие магистратуры страны.
За 30 лет функционирования ДГУНХ стал известен как самый динамично развивающийся крупный образовательный, научный и культурный центр Северного Кавказа, деятельность которого включает широкий спектр образовательных и научно-исследовательских услуг.
Основными принципами деятельности ДГУНХ являются качество, непрерывность, преемственность образования и науки, сочетание инновационного обучения, научных исследований и воспитания; интеграция в российское и мировое научно-образовательное пространство.
ДГУНХ формирует и многогранно поддерживает стремление своих студентов к постоянному обновлению знаний, их интеллектуальную и социально-экономическую активность, потребность служить обществу и осознавать ответственность перед малой и большой Родиной.
Стратегия развития ДГУНХ до 2030 года, отражающая все базовые направления деятельности Университета, предполагает поддержку проводимых системных изменений через реализацию приоритетных проектов, обеспечивающих синергетический эффект. К приоритетным проектам Университета относятся следующие:
– развитие «цифровой экономики» через включение соответствующих образовательных программ по всем укрупненным образовательным направлениям подготовки и развитие научно-практических работ в рамках создаваемых лабораторий по цифровым технологиям;
– развитие «инженерной экономики» через воссоздание научно-образовательных школ по подготовке специалистов для современной высокотехнологичной экономики;
– содействие социально-экономическому развитию Республики Дагестан, что обеспечивается совместной работой Университета с региональными и муниципальными органами власти и бизнес-сообществом, по подготовке высококвалифицированных кадров для решения актуальных задач развития региона и муниципальных образований, в т.ч. в формате сетевого взаимодействия с другими региональными образовательными организациями высшего образования;
– развитие «экспорта образования» в прикаспийские и закавказские страны, в том числе через дальнейшее увеличение количества иностранных обучающихся и числа совместных образовательных программ, реализуемых Университетом совместно с ведущими иностранными партнерами;
– развитие креативного и социального капитала у обучающихся, в т.ч. путем сопряжения их образовательной и внеучебной деятельности на базе функционирующей молодежной инновационной инфраструктуры Университета.
Ключевыми факторами успеха Университета выступают высококвалифицированные и мотивированные на результат кадры, эффективная система управления университетом, качественная инновационная инфраструктура, история становления и сложившийся позитивный имидж вуза, современный имущественный комплекс и встроенность Университета в реализацию социально-экономических и культурных задач развития Республики Дагестан.